Электрогидравлический тормоз (ЕНВ, его также называют сенсотронным, англ. «Sensotronic Brake Control», SBC) представляет собой тормозную систему, сочетающую в себе функции тормозного сервоблока, ABS (антиблокировочной системы) и ESP (системы динамической стабилизации). Вот о том, из каких компонентов состоит электрогидравлический тормоз, мы и поговорим в этой статье.
Механическое нажатие педали тормоза определяется с помощью электронного датчика хода педали, передающего сигнал на ЭБУ (рис. «Компоненты электрогидравлического тормоза в автомобиле» ). В ЭБУ по особым алгоритмам вычисляются управляющие команды и передаются на гидравлический модулятор, где они преобразуются в операции модулирования давления для тормозных суппортов. При отказе электроники автоматически включается резервная гидравлическая система.
На основе своих характеристик «торможения по проводам» электрогидравлический тормоз может модулировать давление в тормозных цилиндрах независимо от действий водителя. Это позволяет реализовать функции, выходящие за рамки ABS (антиблокировочной системы), TCS (системы управления тяговым усилием) и ESP (системы динамической стабилизации). Одним из примеров является прямое вмешательство системы АСС (адаптивного круиз-контроля).
Основные функции электрогидравлического тормоза
Как и в традиционной тормозной системе, функция электрогидравлической тормозной системы состоит в уменьшении скорости автомобиля, его остановки или сохранения неподвижного состояния. Будучи активной тормозной системой, она управляет работой тормозов и усилением тормозного усилия.
Электрогидравлическая тормозная система — это электронная система управления с гидравлическими актюаторами. Тормозное усилие распределяется электроникой отдельно на каждое колесо в зависимости от ситуации. Вакуумный усилитель для тормозной сервофункции больше не требуется. Самодиагностика — функция раннего обнаружения потенциальных сбоев в системе.
В электрогидравлической тормозной системе используются стандартные гидравлические тормоза колес. Поскольку регулирование давления происходит полностью электроникой, то эту систему можно легко интегрировать в сеть систем управления автомобилем. Поэтому она отвечает всем требованиям, предъявляемым к тормозным системам будущего.
С использованием аккумулятора высокого давления электрогидравлическая тормозная система способна крайне быстро повышать давление, создавая потенциал для достижения короткого тормозного пути и превосходной управляемости. Модулирование тормозного давления и активное торможение происходят бесшумно и не генерируют обратной связи на педали тормоза. Следовательно, электронная тормозная система удовлетворяет требованиям к более высокому уровню комфорта.
Характеристики торможения можно адаптировать к ситуации (например, увеличение чувствительности на высокой скорости или при более динамичной езде). Менее чувствительная реакция педали может быть полезна для оповещения водителя об уменьшении эффекта торможения, когда тормоза достигают порога эффективности, до того, как перегрев начнет вызывать снижение эффективности тормозов.
Дополнительные функции электрогидравлического тормоза
Дополнительные функции обеспечивают гораздо большую безопасность и удобство при торможении с помощью электрогидравлической тормозной системы.
Система помощи при трогании с места
После активации системы помощи при трогании с места путем определенного увеличения тормозного усилия в неподвижном состоянии автомобиль остается заторможенным даже при отпускании педали тормоза. Система помощи при трогании с места автоматически деактивируется, как только водитель создает достаточный крутящий момент двигателя, нажимая педаль акселератора. Это позволяет водителю трогаться, к примеру, на подъемах, не активируя стояночную тормозную систему. В других ситуациях, где стоящий неподвижно расторможенный автомобиль может покатиться, водителю не нужно постоянно нажимать на педаль тормоза при активированной системе помощи при трогании с места.
Расширенные функции вспомогательных тормозных систем
Если водитель резко отпустит педаль газа, произойдет автоматически регулируемое нагнетание давления, мягко воздействующее на тормозные колодки. При экстренном торможении это позволяет тормозам быстрее «схватиться» и, соответственно, сократить тормозной путь.
Если система определит экстренное торможение, то тормозное давление кратковременно повысится до уровня оптимального коэффициента трения. Это приводит к значительному уменьшению общего тормозного пути у нерешительных водителей. В таких ситуациях быстрое нагнетание давления в электрогидравлической тормозной системе превосходит показатели традиционных систем.
Мягкая остановка автомобиля
Если установлена система комфортного торможения, то электрогидравлическая тормозная система позволяет останавливаться без рывков за счет автоматического снижения давления непосредственно перед остановкой автомобиля. Если водитель захочет затормозить раньше, эта функция не активируется, и система минимизирует тормозной путь.
Функция помощи в «пробках»
Если активирована функция помощи в «пробках», электрогидравлическая тормозная система генерирует более высокий тормозной момент при отпускании педали газа. Это снимает с водителя необходимость постоянного переключения между педалями газа и тормоза в режиме движения в «пробке». При необходимости автомобиль автоматически затормаживается до остановки и удерживается в неподвижном состоянии. Эту функцию можно активировать лишь при скоростях до 50-60 км/ч.
Функция осушения тормозов
Функция осушения тормозов регулярно удаляет водяную пленку с тормозных дисков в сырую погоду. Это уменьшает общий тормозной путь. Информацию для активации этой функции можно взять, к примеру, из сигнала очистителя лобового стекла.
Конструкция электрогидравлической тормозной системы
Система ЕНВ состоит из следующих компонентов (рис. «Компоненты электрогидравлического тормоза в автомобиле» ):
- Рабочий блок;
- Датчики динамики автомобиля;
- ЭБУ (т.е. отдельный блок управления);
- Гидравлический модулятор с внешним ЭБУ.
Эти компоненты соединяются проводами управления и гидравлическими трубопроводами высокого давления.
Рабочий блок электрогидравлической тормозной системы
Рабочий блок состоит из:
- Главного тормозного цилиндра с бачком с тормозной жидкостью;
- Имитатора хода педали;
- Датчика хода педали.
Имитирование хода педали тормоза
Имитатор хода педали строит кривую «сила / ход педали» и вычисляет величину смягчения педали тормоза. В результате водитель получает то же «ощущение тормоза» с электрогидравлическими тормозами, как и с очень хорошо сконструированной традиционной тормозной системой.
Система датчиков электрогидравлической тормозной системы
Система датчиков электрогидравлической тормозной системы (ЕНВ) состоит из уже известных датчиков системы динамической стабилизации (ESP) и собственно датчиков ЕНВ.
Датчики динамики автомобиля
Система датчиков ESP состоит из четырех датчиков скоростей колес, датчика угла поворота автомобиля вокруг вертикальной оси, датчика угла поворота рулевого колеса и, если применимо, датчика бокового ускорения автомобиля. Эти датчики отправляют на ЭБУ данные о скорости и движении колес и аспектах динамики автомобиля, таких как прохождение поворотов. Функции управления, такие как ABS, TCS и ESP, выполняются уже знакомым образом.
Если автомобиль оснащен адаптивным круиз-контролем (АСС), то система радаров измеряет расстояние до автомобиля, двигающегося спереди. На основании этой информации ЭБУ определяет тормозное давление, нагнетаемое при необходимости, и создает его без обратной связи через педаль тормоза.
Датчики электрогидравлической тормозной системы
На рис. «Взаимодействие функциональных модулей электрогидравлического тормоза» показаны датчики электрогидравлической тормозной системы. Четыре датчика давления измеряют давление в каждом тормозном контуре. Еще один датчик давления измеряет давление в аккумуляторе высокого давления. Сила нажатия на педаль тормоза вычисляется датчиком хода педали, прикрепленным к рабочему блоку, и датчиком давления, определяющим тормозное давление, создаваемое водителем.
Датчик хода педали состоит из двух отдельных датчиков углового положения. Вместе с датчиком тормозного давления, создаваемого водителем, он создает тройную систему для определения действий водителя. Система может продолжить нормально функционировать даже при отказе одного из датчиков.
Принцип действия электрогидравлической тормозной системы
Обычный режим
На рис. «Взаимодействие функциональных модулей электрогидравлического тормоза» показаны компоненты электрогидравлического тормоза в виде схемы. Электродвигатель приводит в действие гидравлический насос. Насос нагнетает давление в аккумуляторе высокого давления на уровне 90-130 бар, контролируемое датчиком давления. Четыре отдельных модулятора давления на колесах запитаны от аккумулятора высокого давления и устанавливают необходимое давление отдельно для каждого колеса. Каждый модулятор давления состоит из двух клапанов пропорционального регулирования и датчика давления.
В обычном режиме стопорные клапаны изолируют тормоза от рабочего блока. Система находится в режиме «проводного управления торможением». Она, с помощью электроники определяет желание водителя затормозить и передает его «по проводам» на модуляторы давления колес. Взаимодействие между двигателем, клапанами и датчиками давления контролируется электронными контурами гибридной технологии в виде внешнего ЭБУ, который имеет два микроконтроллера, контролирующих друг друга. Главной особенностью этой электронной системы является ее расширенная самодиагностика, постоянно контролирующая правдоподобность каждой подсистемы. Это означает, что о любых неисправностях водителю сообщается до возникновения критического состояния. При отказе каких-либо компонентов система автоматически обеспечивает работу оптимальной оставшейся функции. Большое ЗУ неисправностей позволяет быстро выполнять диагностику и ремонт в случае сбоя.
Интеллектуальный интерфейс с шиной CAN обеспечивает канал связи с ЭБУ сенсорного тормоза SBC. ЭБУ имеет следующие функции:
- Электронная программа динамической стабилизации (ESP);
- Система управления тяговым усилием (TCS);
- Антиблокировочная система (ABS);
- Вычисление усилия нажатия педали тормоза;
- Дополнительные функции электрогидравлического тормоза (вспомогательные).
Торможение в случае отказа системы
Из соображений безопасности электрогидравлическая тормозная система сконструирована так, что в случае серьезных сбоев (например, сбой электропитания) она переходит в состояние, в котором водитель может затормозить без использования функции активного усиления тормозов. В обесточенном состоянии системы стопорные клапаны создают прямое соединение с рабочим блоком (рис. «Взаимодействие функциональных модулей электрогидравлического тормоза» ) и таким образом позволяют напрямую гидравлически соединить рабочий блок с тормозными цилиндрами колес.
Для сохранения оптимальной функциональности даже в случае отказа системы плунжеры модуляторов давления служат сепараторами среды между активированным электрогидравлическим и традиционным тормозными контурами передних колес. Они предотвращают попадание газа, который может улетучиваться из аккумулятора высокого давления, в тормозной контур колес, так как это может уменьшить тормозную мощность в случае отказа системы.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: