Под динамикой автомобиля понимают его свойство перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью при заданных дорожных условиях. Чем лучше динамика автомобиля, тем выше его производительность. Кроме того, динамика автомобиля в полной мере определяет безопасность его эксплуатации. Динамика автомобиля зависит от его тяговых и тормозных свойств.
Динамика прямолинейного движения
Общее сопротивление движению
Сопротивление движению вычисляется как (рис. «Силы сопротивления движению» ):
FW=FRo + FL+FSt
Мощность, которая должна поступить на ведущие колеса автомобиля для преодоления сопротивления движению (силы сопротивления движению), равна:
PW = FW v или PW = FWV /3600
где:
Pw в кВт,
Fw в Н,
v в км/ч.
Сопротивление качению
Сопротивление качению является следствием возникающих процессов деформации в зоне контакта шины с дорогой. При этом применимо следующее:
Fro =f G cosa — fmg cosa
Приближенный расчет сопротивления качению может быть выполнен путем использования коэффициентов, представленных в приведенной ниже таблице «Коэффициенты сопротивления качению» и на рис. «Сопротивление качению радиальных шин по ровной, горизонтальной дороге при нормальных нагрузке и внутреннем давлении».
Увеличение коэффициента сопротивления качению f прямо пропорционально уровню деформации и обратно пропорционально радиусу шины. Следовательно, коэффициент будет увеличиваться при увеличении нагрузки, скорости и при снижении давления в шине.
При прохождении поворотов сопротивление качению увеличивается за счет добавочного сопротивления повороту:
Fk=fкG
Коэффициент сопротивления повороту fк является функцией скорости движения автомобиля, радиуса поворота, геометрических характеристик подвески автомобиля, типа шин, давления в шинах и поведения автомобиля под действием поперечного ускорения.
Таблица.«Коэффициент аэродинамического сопротивления и мощность, затрачиваемая на преодоление аэродинамического сопротивления, для различных типов кузова»
Аэродинамическое сопротивление
Определяется по формуле:
FL = 0,5 p⋅ cw⋅ А (v + v0)2
или
FL =0,0386⋅ р⋅ cw⋅ А (v + v0)2,
где: v в км/ч, FL в Н, р в кг/м3, А в м2, плотность воздуха р = 1,202 кг/м3 на высоте 200 м.
Аэродинамическое сопротивление:
PL = FL = 0,5 р cw Av (v + v0)2
или
PL = 12,9-10-6 cw A v (v + v0)2
где: PL в кВт, FL в Н, v и v0 в км/ч, А в м2, р = 1,202 кг/м3.
Максимальное поперечное сечение автомобиля: А ≈0,9 х ширина колеи х высота.
Эмпирическое определение коэффициентов аэродинамического сопротивления и сопротивления качению
Автомобиль движется накатом на нейтральной передаче в условиях безветрия по ровной дороге. Для двух заданных значений скоростей движения, v1 (высокая скорость) и v2 (малая скорость), замеряется время, необходимое, чтобы автомобиль при этих условиях замедлил свое движение. Эта информация используется для расчета средних замедлений a1 и а2. Формулы и примеры из табл. «Эмпирические определения коэффициентов аэродинамического сопротивления и сопротивления качению» приведены для автомобиля массой m = 1450 кг с площадью поперечного сечения А = 2,2 м2 .
Этот метод применим для скоростей движения автомобиля до 100 км/ч.
Сопротивление движению автомобиля на подъем и силы, действующие на автомобиль при движении под уклон
Сопротивление движению на подъем (Fst со знаком плюс) и силы, действующие на автомобиль при движении под уклон (Fst со знаком минус) рассчитываются следующим образом:
Fst = G sinа = m g sina
или приближенно:
Fst ≈ 0,01 m g p
Эти уравнения применимы с уклонами до р ⩽ 20%, поскольку при малых углах применимо следующее:
sina ≈ tana (погрешность менее 2 %).
Мощность, затрачиваемая на преодоление подъема, равна:
Pst = Fst v или если Pst измеряется в кВт, Fst в Н и v в км/ч:
Pst = Fst v/3600 = m g v sina/3600
или приближенно:
Pst = m g p v / 3600
Продольный уклон дороги равен:
р = (h/l)⋅100 % или р = (tanа) ⋅100 %
где h соответствует проекции наклонной поверхности l на вертикальную ось.
В англоязычных странах продольный уклон определяется отношением 1 в 100/р .
Например, при р =50% отношение 1 к 2.
Пример вычисления силы тяги и мощности, затрачиваемой на преодоление подъема
Для преодоления подъема с уклоном р = 21 %, автомобилю массой 1500 кг потребуется сила тяги на колесах приблизительно 1,5 x 2000 Н = 3000 Н (значение из табл. «Угол уклона и сопротивление движению на подъем» ) и при v = 40 км/ч мощность, затрачиваемая на преодоление подъема, приблизительно 1,5 х 22 кВт = 31 кВт (значение из табл. «Сопротивление движению на подъем и мощность, затрачиваемая на преодоление подъема» ).
Сила тяги
Чем больше крутящий момент двигателя М и общее передаточное число трансмиссии i между двигателем и ведущими колесами, и чем ниже потери мощности в трансмиссии, тем выше сила тяги F на ведущих колесах автомобиля.
F = (Mi/r)⋅η или F = P η / v
η — КПД привода. Для двигателя продольного расположения η ≈ 0,88 — 0,92, для двигателя поперечного расположения η ≈0,91 -0,95.
Сила тяги частично затрачивается на преодоление сопротивления движению. При большом сопротивлении движению, имеющем место на подъемах, следует включать в коробке передач пониженную передачу (т. е. увеличивать передаточное число трансмиссии).
Частота вращения коленчатого вала двигателя и скорость автомобиля
Частота вращения коленчатого вала вычисляется как:
n = 60vi / 2 πr
или при v в км/ч:
n = 1000vi / 2π·60r
Ускорение
Избыточная сила F-Fw вызывает ускорение автомобиля. Или замедление, когда Fw превышает F
a = (F-Fw) / km m
или
a = (P η — Pw) / v km m
Коэффициент учета вращающихся масс km (рис. «Определение коэффициента учета вращающихся масс km» ) позволяет учесть дополнительное увеличение инерционных масс автомобиля из-за наличия вращающихся частей (колеса, маховик, коленчатый вал и т. п.).
Сила тяги и скорость автомобилей с автоматической трансмиссией
Когда уравнение силы тяги применяется для автомобилей с автоматической трансмиссией с гидротрансформатором или гидромуфтой, крутящий момент двигателя заменяется крутящим моментом турбины гидротрансформатора, а частота вращения коленчатого вала двигателя — частотой вращения турбины гидротрансформатора. Используя кривую характеристики гидротрансформатора, можно определить зависимость между
Mturb = f (nturb)
и скоростной характеристикой двигателя
MMot = f (nMot)
Силовой баланс для отдельных передач в функции скорости движения может быть определена из диаграммы силы тяги/сопротивления движению. На диаграмме можно увидеть точки излома, типичные для гидротрансформатора, возникающие вследствие мультипликации крутящего момента. Максимальную скорость в каждом случае для данной передачи можно определить по точкам пересечения линий тягового усилия с линиями сопротивления движению.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: