Автомобильные шины, это один из наиболее важных элементов колеса, представляющий собой упругую оболочку, установленную на обод диска. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном и предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых несовершенством дорожного покрытия, компенсации погрешности траекторий колёс, а также реализации и восприятия сил. Вот о том, какими бывают автомобильные шины, мы и поговорим в этой статье.
Классификация автомобильных шин
Автомобильные шины классифицируются с привязкой к соответствующим требованиям автомобилей различных типов и размеров, а также условиям эксплуатации. Самые важные данные — размеры шин, величины нагрузок, давление накачки и допустимая скорость — разбиты в интересах взаимозаменяемости на 7 групп или категорий шин, перечисленных в табл. «Категории шин и применяемые стандарты шин«. В дополнение к пневматическим шинам, допускаются также сплошные шины из резины; их эксплуатация разрешается на скорости до 25 км/ч (до 16 км/ч для неподрессоренных ведущих колес). Шины категорий 1-4 подразделяются в зависимости от дорожных условий на:
- «Стандартные» дорожные (летние) шины;
- «Специальные» шины для внедорожного применения или для использования как на дорогах, так и вне дорог;
- «М+S» (зимние) шины.
Одни и те же основные требования применимы ко всем шинам (см. табл. «Рабочие характеристики шин» ), хотя следует отметить, что для шин, предназначенных для большегрузных автомобилей, главное внимание следует уделять последним трем критериям (особенно № 6).
Конструкция автомобильных шин
В настоящее время на легковые автомобили устанавливаются исключительно радиальные шины. Диагональные шины сегодня используются только на мотоциклах, мопедах, землеройных машинах и транспортных средствах, обслуживающих промышленность и сельское хозяйство. На грузовых автомобилях диагональные шины применяются все реже.
Диагональные шины получили свое название потому, что нити корда в протекторе шины расположены диагонально (под некоторым углом друг к другу) и пересекают друг друга.
Однако более сложные радиальные шины представляют собой единственное средство удовлетворения все расширяющегося спектра эксплуатационных характеристик, необходимых шинам. Теперь они используются на современных легковых автомобилях и тяжелых грузовиках. В радиальных шинах нити корда размещены по кратчайшему расстоянию между бортами. Брекерный пояс окружает относительно тонкий и упругий каркас для обеспечения достаточной устойчивости шины.
Шины с диагонально расположенными слоями брекерного пояса получили большое распространение в США, они содержат дополнительный пояс снаружи диагонального каркаса. Характеристики этого типа шин значительно хуже, чем у радиальных шин.
Шины типа СТ характеризуются плоской беговой дорожкой протектора. В спущенном состоянии такие шины, опираясь на седло обода, обеспечивают возможность движения автомобиля на расстояние в несколько сотен километров.
Бескамерные шины, уже популярные на легковых автомобилях, все более часто используются на тяжелых грузовиках (см. рис. «Примеры бескаркасных шин радиальной конструкции» ). Основным требованием является применение монолитного, воздухонепроницаемого обода, или обода из нескольких частей, способного принять необходимые гибкие уплотнительные кольца. При использовании бескамерных шин камера заменяется вулканизированным внутренним слоем, характеризующимся высокой воздухонепроницаемостью. Борт такой шины должен садиться на обод колеса более герметично с целью обеспечения необходимого уплотнения. Иногда применяются специальные дополнительные уплотняющие элементы в форме колец из эластичного материала.
Отсутствие камеры в шине позволяет уменьшить массу шины и упростить операции по ее монтажу на обод колеса.
Диаметр и конструкция обода колеса
Для шин, входящих в категории 3 и 4, одноэлементный глубокий обод с конусностью 15° (для бескамерных шин) более предпочтителен, чем многоэлементный обод с конусностью 5°. Этот тип обода идентифицируется кодовыми обозначениями диаметра (единица кода соответствует 25,4 мм), оканчивающимися на 0,5; например, 17,5; 19,5 и 22,5.
Важными кодами для конической 5° посадочной полки обода являются 16 и 20. Для шин легковых автомобилей используются не только обычные ободья с утопленным центром (целочисленный коды диаметра 10, 12,13 и т. д.), но и особые варианты с миллим- метровыми обозначениями диаметра.
Отношение высоты профиля автомобильной шины к ее ширине
Отношение высоты профиля шины к ее ширине определяется по формуле:
(H/W) • 100
где:
H — Высота поперечного сечения профиля шины;
W — Ширина поперечного сечения профиля шины.
Это отношение для современных стандартных шин легковых автомобилей варьируется от 80 до 50; отношение, равное 35, соответствует шинам для спортивных автомобилей, от 65 до 100 — для шин грузовых автомобилей.
Шины легковых автомобилей с небольшим отношением H/W обеспечивают высокий уровень устойчивости на поворотах. При разных значениях этого отношения используется один посадочный диаметр шины для облегчения взаимозаменяемости шин. При постоянном внутреннем диаметре шины и колеса шина с небольшим отношением H/W будет шире на колесе того же диаметра, она будет иметь большее пятно контакта и более внушительный вид.
Небольшое отношение H/W позволяет поддерживать ширину пятна контакта, увеличивая внутренний диаметр колеса и тем самым оставляя больше пространства для колесного тормоза. Появление конусного обода с утопленным центром для шин грузовых автомобилей стало возможным лишь благодаря разработке подходящей бескамерной шины с небольшим отношением H/W. Причиной была невозможность уменьшения диаметра основания обода, так как нельзя было изменить диаметр тормозного барабана.
Более широкие шины с небольшим отношением H/W тоже представляют единственный целесообразный вариант для областей применения, где требуется минимальный диаметр шин (другими словами, максимальная полезная высота), например, в контейнерных перевозках.
Маркировка автомобильной шины
Маркировка шины выштамповывается на ее боковине (см. табл. «Примеры обозначения автомобильных шин» ) и отражает стандартные требования, которые рассмотрены в Правилах ЕЭК ООН № 30 для шин легковых автомобилей, № 54 для шин большегрузных грузовых автомобилей (для скоростей движения 80 км/ч и выше) и № 75 для шин механических двухколесных транспортных средств (транспортные средства с двигателями, рабочий объем которых превышает 50 см3, перемещающиеся с установленной скоростью свыше 40 км/ч). Правила ЕЭК ООН № 106 для шин сельскохозяйственных машин в настоящее время не действуют. Соответствие требованиям к новым покрышкам (ECE-R108 для шин легковых автомобилей; ECE-R 109 для шин грузовых автомобилей) является обязательным во Франции, начиная с 2008 года.
Автомобильные шины, испытанные на соответствие Правилам ЕЭК ООН, идентифицируются посредством кода, нанесенного на боковине шины вблизи ее борта. Это кодовое обозначение состоит из расположенных в круге прописной буквы «Е» и кодовой цифры, за которыми следует число, соответствующее номеру регистрации данной конструкции шины.
Пример: (Е4) 020 427.
Строчная буква «е», наносимая на боковину шин легковых и грузовых автомобилей в соответствии с Европейской директивой 92/23, имеет такое же значение в кодовой маркировке.
Пример: [е4] 00321
Начиная с августа 2003 года, новые типы шин должны соответствовать директивам ЕС по уровню шумов. То же самое относится ко всем шинам легковых и грузовых автомобилей, начиная с 2009 года, согласно утвержденному графику. Эти постановления публикуются вместе с директивой 2001/43/ЕЕС в качестве Приложения 5 Директивы ЕС по шинам 92/23/ЕЕС. Знак соответствия на шинах выглядит следующим образом.
Пример: [e4] 00687-s
Ширина шины, ее конструкция («R» — радиальная; «-» — с пересекающимися нитями; «В» — диагональная) и диаметр обода составляют минимальную информацию, требуемую для маркировки шины. На шинах промышленных грузовых автомобилей также обычно наносится значение диаметра шины. На шинах двухколесных транспортных средств, легковых и грузовых автомобилей эта информация часто дополняется значением отношения высоты шины Н к ее ширине W (в %), это отношение нанесено непосредственно за информацией о ширине шины (с разделением пробелом). По нормам ЕЭК подобная информация должна присутствовать на всех новых шинах. Хотя это и не оговорено правилами ЕЭК, шины для легковых автомобилей и двухколесных транспортных средств могут также иметь кодовое обозначение максимальной скорости движения (нанесено после величины отношения высоты шины к ее ширине или значения ширины шины). На диагональных шинах буква кода заменена горизонтальной чертой.
На шинах типов VR, VB, ZR и ZB кодовая буква составляет часть обозначения размера шины.
За обозначением размера шины следует информация о норме слойности (PR); это обозначение сегодня используется как код номинальной нагрузки для различных вариантов шины одного и того же размера. Изначально этот код показывал количество слоев в каркасе шины.
В качестве эксплуатационных характеристик применяются дополнительные обозначения в виде комбинации индекса грузоподъемности (LI) и индекса скорости (GSY). Правила ЕЭК ООН предписывают это в качестве замены для нормы слойности PR или кодов скорости в обозначении шины. Конкретные значения, присваиваемые кодам, см, в табл. «Коды эксплуатационных характеристик автомобильных шин«.
Для шин легковых автомобилей: номинальная скорость движения равна максимальной скорости. Автомобили, предназначенные для движения при максимальной скорости 60 км/ч и менее обладают дополнительной грузоподъемностью. Номинальные нагрузки на автомобильные шины могут увеличиваться, как это показано в табл. «Увеличение номинальной нагрузки«.
Для большинства шин снижение грузоподъемности шины может обеспечить получение более высоких максимальных значений скоростей. И наоборот, можно использовать оба типа шин для более высоких нагрузок почти во всем диапазоне скоростей при эксплуатации на скорости ниже номинальной (опорной), при условии, что автомобиль может быть специально предназначен для эксплуатации на более низкой максимальной скорости. С другой стороны, автомобильные шины, характеризующиеся повышенной грузоподъемностью, предназначены для прицепов к легковым автомобилям, движущихся со скоростями до 100 км/ч, а также для специальных грузовых автомобилей, используемых при перевозках на короткие расстояния.
Внутреннее давление в шинах определенных размеров, норма слойности PR и коды эксплуатационных характеристик нормируются стандартами (см. табл. «Категории шин и применяемые стандарты шин» ) или рекомендациями изготовителя шины. Индекс скорости всегда означает фактическую номинальную скорость.
Специальные запасные шины легковых автомобилей (облегченные и компактной конструкции) идентифицируются на боковине шины как предназначенные для временной эксплуатации на ограниченной скорости.
Соответствие между номинальными скоростями для шин M+S легковых автомобилей, грузовых автомобилей и мотоциклов и максимальными значениями скоростей движения не регламентируется. Однако, табличка с указанием скорости, при которой может работать данная шина, должна закрепляться внутри автомобиля в пределах поля зрения водителя. Нижеприведенные категории шин могут быть снабжены дополнительными данными, которые регламентированы нормами по безопасности дорожного движения в США. Эти данные, наносимые на боковину шины вблизи ее борта, используются в Канаде, а также в Израиле:
- FMVSS (Федеральный стандарт автомобильной безопасности) 109 для шин легковых автомобилей;
- FMVSS 119 для шин двухколесных транспортных средств и коммерческих автомобилей.
Эти данные выштамповываются вблизи букв «DOT» и содержат идентификационный код шины и дату ее изготовления, а также информацию о максимальной грузоподъемности, максимальном внутреннем давлении и числе слоев корда в каркасе и брекерном поясе.
Австралийские нормы безопасности ADR 23 применяются к шинам легковых автомобилей; в этих нормах используются идентификационные коды, заимствованные из Федеральных стандартов автомобильной безопасности США (FMVSS) 109 и норм ЕЭК-R 30.
«IN» (вместе с номером соответствующего центра разработки) и CCCs — это обозначения шин в Бразилии и Китае. Технические требования в этих странах базируются на требованиях ЕЭК ООН.
Применение автомобильных шин
Выбор шин на основании рекомендаций изготовителя имеет важнейшее значение для получения удовлетворительных результатов. Оптимальные рабочие характеристики могут быть получены, когда на всех колесах автомобиля устанавливаются шины одной конструкции (например, радиальные шины). Это является обязательным требованием для легковых автомобилей. Для грузовых автомобилей полной массой свыше 2,8 т это относится к шинам, установленным на одной оси. Во время сезонного хранения шин внутренние камеры и бандажи бортов имеют тенденцию к быстрому старению под воздействием прямого солнечного света. Катализатором этого процесса становится движущийся воздух. Для гарантирования хорошего состояния камеры особенно важна целостность упаковки. Следовательно, в месте хранения должно быть прохладно, сухо и темно. Необходимо избегать любого контакта с маслами и смазками. Особое внимание необходимо уделять монтажу шин на ободья колес. Ни в коем случае не следует устанавливать автомобильные шины на поврежденный, деформированный обод со следами коррозии (допускается только минимальный износ обода). При использовании ослабшего борта этой стороне следует уделить особое внимание при эксплуатации. Новые вентили, а, по возможности, новые камеры и бандажи бортов должны использоваться вместе с новыми шинами. Должны соблюдаться меры предосторожности при повторном размещении камер в шинах, которые при предыдущей эксплуатации подверглись расширению, что может привести к появлению опасных складок на камере после ее повторной установки в шине. При возникновении сомнений следует использовать новые камеры.
Рисунок протектора автомобильной шины
Запрещается восстанавливать протектор на шинах двухколесных транспортных средств и легковых автомобилей; необходимо выполнять требования завода-изготовителя при восстановлении шин других категорий.
Рекомендуется производить перестановку шин, характеризующихся разной степенью износа протектора, по схеме, когда шина с одной оси автомобиля переставляется на другую его ось. Уменьшение глубины рисунка протектора шины сопровождается уменьшением защитного слоя, покрывающего брекерный пояс и каркас шины. Это следует учитывать при планировании долгосрочных поездок в сложных условиях. Кроме того, уменьшенная глубина рисунка протектора приводит к непропорциональному увеличению тормозного пути автомобиля на мокрой поверхности дороги из-за ухудшения коэффициента сцепления. Это необходимо учитывать применительно к легковым и скоростным грузовым автомобилям. Например, в табл. «Зависимость тормозного пути автомобиля от глубины рисунка протектора шины при торможении со скорости 100 км/ч» приведены данные, позволяющие сравнивать тормозные пути при скорости в 100 км/ч для легковых автомобилей малого класса (переднеприводных) и среднего класса (заднеприводных) при разной степени износа протектора шин (тормозные пути в значительной мере также зависят от состояния и типа дорожного покрытия, профиля шины и качества резинового материала шины.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: