В своем стремлении к постоянному улучшению комфорта многие производители автомобилей разрабатывают автоматизированные механические коробки передач. При этом сохраняется высокий КПД, небольшая масса и недорогое производство, как и у простых механических коробок передач. Благодаря автоматизации процесса переключения передач и отсутствию педали сцепления водитель может целиком сконцентрировать свое внимание на дороге. При этом у него есть возможность выбирать, как переключать передачи — с помощью рычага переключения передач или с помощью клавиш на рулевом колесе (технология «shift-by-wire»). Незначительное увеличение массы, связанное с увеличением общей массы автомобиля, практически незаметно, расход топлива такой же, как с механической коробкой передач. Кроме этого, используются так называемые системы «add-on». Это означает, что серийная коробка передач дополняется следующими узлами:
- Исполнительный механизм сцепления;
- Исполнительный механизм коробки передач;
- Саморегулирующееся сцепление;
- Узел управления.
Еще один вариант — использование секвентальной коробки передач, в которой передачи всегда переключаются последовательно друг за другом, как в коробках передач мотоциклов (то есть секвентально). В качестве примера можно назвать коробки передач SMG компании BMW (SMG — Sequentielles Mechanisches Getriebe, секвентальная механическая коробка передач), а также Smart.
Для разъединения трансмиссии и переключения передач используется саморегулирующееся сцепление (SAC). В течение всего срока службы оно сохраняет постоянное расцепляющее усилие, которое не увеличивается даже при износе ведомого диска сцепления.
Исполнительные механизмы переключения передач могут быть гидравлическими (к примеру BMW М3, Renault Twingo, VW Lupo) или электрическими (Opel Easytronic, Mercedes-A-Klasse, Smart). Ниже описывается вариант с электрическим приводом переключения передач.
Регулятор сцепления состоит из блока управления, электродвигателя с червячным редуктором и датчика перемещения. С помощью последнего блок управления активизирует сцепление в зависимости от момента переключения передачи. Ход выключения сцепления должен обеспечивать прекращение подачи на трансмиссию крутящего момента, чтобы обеспечить максимально быстрое переключение. Дополнительно производится коррекция привода сцепления в зависимости от износа фрикционных элементов.
На картере коробки передач расположен исполнительный механизм, который включает в себя два электродвигателя, предназначенных для выбора канала и передачи. Благодаря этому можно выбирать передачи в любой последовательности. Процесс синхронизации и переключения передач может быть очень комфортным, так как встроенные пружины уменьшают время переключения передач, предохраняя при этом механизм переключения от перегрузки.
Управление коробкой передач можно представить следующим образом. В целях безопасности запуск двигателя возможен только при нажатой педали тормоза и положении «N» рычага переключения передач. Когда водитель выбирает передачу самостоятельно, он задает переключение на более высшую или более низшую передачу путем нажатия на рычаг переключения передач в направлении «+» или «-». При этом изменение положения педали акселератора не требуется. В процессе переключения передачи узел управления автоматически прерывает ускорение путем обмена сигналами по шине CAN между блоками управления коробкой передач и двигателем. Если при переключении на более высшую передачу водитель перемещает рычаг переключения передач вперед, блок управления двигателем приводит частоту вращения коленчатого вала к значению, необходимому для выбранной передачи. Напряжение начинает подаваться на электродвигатель исполнительного механизма сцепления. Датчик перемещения исполнительного механизма сцепления сообщает о разъединении блоку управления коробкой передач. После разъединения двигателя и коробки передач электродвигатель исполнительного механизма коробки передач выбирает канал, переключающий электродвигатель включает передачу, после чего сцепление соединяется (рис. 2″Модули управления SMG II BMW«).
В автоматическом режиме процесс переключения передач осуществляется самим блоком коробки передач. Благодаря взаимодействию с другими датчиками, установленными в автомобиле, могут использоваться дополнительные функции, такие как функция помощи при движении на подъем (чтобы автомобиль не откатывался назад на подъеме), датчики поперечного и продольного ускорения для регулировки динамики движения при опасности заноса, функция переключения на более низшую передачу при прохождении поворота, функции помощи при ускорении и замедлении. В целях безопасности включение передачи при открытом капоте невозможно. При выключении зажигания сцепление автоматически соединяется для того, чтобы при включенной передаче автомобиль не мог откатиться назад.
Автоматизированные коробки передач позволяют проводить диагностику внутреннего состояния. Возможные неисправности отображаются с помощью отдельной сигнальной лампы.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: