Экстренное торможение — это торможение, применяемое для остановки автомобиля при критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния.
Описанные ниже дополнительные функции используют инфраструктуру системы ESP, за исключением пневмо-механической системы экстренного торможения. Сюда входят датчики, исполнительные механизмы и ЭБУ.
Операции системы экстренного торможения
Исследования манеры торможения у различных водителей, проведенные в 1990-х годах, показали, что водители различаются тем, что по-разному реагируют на ситуации торможения. Большинство — «среднестатистические водители» — не тормозят слишком резко в экстренной ситуации, иными словами, им требуется неоправданно длинный тормозной путь (рис. «Сравнение торможения с системой экстренного торможения и без нее» ). Это можно устранить с помощью системы экстренного торможения, появившейся на рынке в 1995 году. Ее основные задачи следующие:
- Интерпретация определенной скорости движения педали (быстрое нажатие на тормоз), не способной создать максимальное тормозное усилие, задаваемое водителем для выполнения полного торможения; в этом случае она создает тормозное давление, необходимое для достижения эффекта полного торможения;
- Она позволяет водителю в любой момент «отменить» операцию полного торможения;
- Поведение усилителя тормозов и, следовательно, обратная связь на педали не изменяются при обычных условиях торможения;
- При отказе этой системы основная функция тормозной системы не уменьшается;
- Система имеет защиту от случайной активации.
Пневматическая система экстренного торможения
Для этой системы требуется модифицированный усилитель тормозов, повышающий усиление согласно скорости движения педали и усилию нажатия на педаль. Это приводит к более быстрому и интенсивному нагнетанию давления в колесных тормозах.
В альтернативной версии в усилитель тормозов добавляется электронноактивируемый клапан. Это позволяет ЭБУ влиять на разность давления между камерами усилителя тормозов и, соответственно, на усиление тормозной силы. Это дает больше возможностей для оптимизации порога срабатывания и характеристик реагирования.
Гидравлическая система экстренного торможения
Гидравлическая система экстренного торможения использует аппаратные средства ESP. Датчик давления определяет намерение водителя затормозить; ЭБУ анализирует сигнал на основе заданных критериев срабатывания и инициирует соответствующее нагнетание тормозного давления в гидравлической системе. Расположенный перед ней усилитель тормозов является стандартным блоком и не требует модификаций.
В качестве общего наблюдения следует отметить, что абсолютным требованием является использование всех вариантов систем экстренного торможения в сочетании с ABS, TCS или ESP из-за активного роста тормозного давления сверх порога блокировки колес.
Автоматическое повышение тормозного давления на задних колесах
Эта функция помогает водителю дополнительным серво-торможением задних колес, если передними колесами управляет ABS. Эта функция появилась в связи с тем, что многие водители не увеличивают усилие на педали в начале вмешательства ABS, несмотря на то, что этого требует ситуация. При вмешательстве ABS на передних колесах давление на колесах задней оси повышается с помощью возвратного насоса гидравлического модулятора, пока на них также не будет достигнут порог блокирования и не произойдет вмешательство ABS (рис. «Автоматическое увеличение тормозного давления» ). Поэтому торможение происходит физически оптимально. В этом случае давление в рабочих цилиндрах колес задней оси может превысить давление в главном тормозном цилиндре, также и при вмешательстве ABS.
Условие отсечки выполняется, когда ABS прекращает регулировать колеса передней оси или, когда давление в главном тормозном цилиндре падает ниже порога отсечки.
Автоматическое повышение тормозного давления мощным нажатием педали тормоза
Эта функция поддерживает водителя дополнительным серво-торможением. Она активируется, если не удается достичь максимально возможного замедления автомобиля даже при настолько сильном нажатии педали, когда обычно создается давление блокирования колес (первичное давление более 80 бар). Это происходит, к примеру, при высокой температуре тормозного диска или значительном снижении коэффициента трения тормозных колодок.
При активации этой функции давление в рабочих цилиндрах колес растет до тех пор, пока на всех колесах не будет достигнуто давление блокирования и не произойдет вмешательство ABS (рис. «Автоматическое увеличение тормозного давления» ). Поэтому торможение происходит физически оптимально. В этом случае давление в рабочих цилиндрах колес может превысить давление в главном тормозном цилиндре, также и при вмешательстве ABS.
Если водитель уменьшит желаемый уровень торможения до величины, которая будет ниже конкретного порогового значения, то замедление автомобиля уменьшится соответственно усилию на педали тормоза. Поэтому водитель может точно модулировать замедление автомобиля после торможения. Условие отсечки выполняется при падении первичного давления или скорости автомобиля ниже соответствующего порога отсечки.
Очиститель тормозного диска
Эта функция обеспечивает циклическое удаление брызг воды с тормозных дисков в дождливую погоду или на мокрой дороге. Это достигается путем автоматической установки низкого тормозного давления на колесных тормозах. Таким образом, эта функция помогает обеспечить минимальное время реакции тормозов при езде в сырую погоду. Для определения наличия сырости используются сигналы очистителей лобового стекла или датчика дождя.
Уровень давления регулируется таким образом, чтобы замедление автомобиля не воспринималось водителем. Приведение в действие повторяется через определенные интервалы, пока система не определит, что идет дождь или дорога мокрая. При необходимости могут очищаться только диски на передней оси. Процедура очищения прекращается при нажатии на педаль тормоза.
Автоматическое наполнение гидросистемы
Эта функция уменьшает общий тормозной путь в экстренных ситуациях, при этом водитель нажимает на педаль тормоза сразу после отпускания педали газа. Это достигается путем заполнения гидравлического контура тормозной системы после отпускания педали газа, что означает значительно более динамичное нагнетание давления при последующем торможении. Соответственно, сильное замедление автомобиля начинается раньше.
Заполнение гидравлического контура тормозной системы регулируется возвратным насосом гидравлического модулятора ESP. При этом тормозные колодки плотно прилегают к тормозным дискам. Если сразу после резкого отпускания педали газа не будет нажата педаль тормоза, то давление в тормозной системе снова упадет. Это не ухудшает общую управляемость автомобиля.
Электромеханический стояночный тормоз
Электромеханический стояночный тормоз (ЕМР) создает силу для включения стояночного тормоза электромеханическими средствами. Функция ручного или ножного стояночного тормоза выполняется при помощи ручки управления с комбинацией электродвигателя и редуктора. Когда водитель поворачивает ручку управления, в случае обнаружения системой неподвижного положения автомобиля активируется электродвигатель. Когда автомобиль паркуется на горизонтальной поверхности, натяжение троса устанавливается меньшим, чем при полной загрузке автомобиля, припаркованного на уклоне. Для определения припаркованного (т.е. неподвижного) состояния используются активные колесные датчики. Кроме того, специальным датчиком может определяться угол уклона.
Стояночный тормоз отпускается с помощью той же ручки управления. Однако для предотвращения случайного отпускания стояночного тормоза детьми или животными должны выполняться различные правила и требования к безопасности.
Управляемое торможение гидравлической системой ESP
При активации электромеханического стояночного тормоза во время движения автомобиль должен безопасным образом тормозиться до полной остановки. Необходимое тормозное давление нагнетается возвратным насосом гидравлического модулятора ESP. Системы ABS и ESP обеспечивают безопасное торможение даже на скользкой и мокрой дороге. Когда автомобиль останавливается, электромеханический стояночный тормоз выполняет функцию удерживания автомобиля в неподвижном состоянии.
Во время замедления водитель должен непрерывно нажимать кнопку активации автоматического стояночного тормоза.
Система помощи при трогании на подъеме
(ННС)
Эта система упрощает трогание с места на подъемах. Она предотвращает откатывание автомобиля после отпускания педали тормоза. Это особенно полезно на тяжелых загруженных автомобилях с механической трансмиссией и на автомобилях с прицепами. Задействовать стояночный тормоз в этом случае не нужно. Эта функция также работает при трогании с места на подъемах задним ходом.
Система определяет намерение водителя тронуться с места (рис. «Система помощи при трогании на подъеме» ). После отпускания педали тормоза остается примерно две секунды до начала трогания. При этом тормоз отпускается автоматически, если крутящий момент привода больше крутящего момента откатывающей силы.
Система ННС базируется на аппаратной части ESP с дополнительными датчиками — датчик наклона определяет угол уклона дороги, датчик передачи определяет, включена ли задняя передача, а датчик сцепления определяет, нажата ли педаль сцепления.
Автоматическое торможение на спуске
(HDC)
Эта система помогает водителю на внедорожных спусках с уклоном 8-50% посредством автоматического торможения. Это позволяет водителю полностью сконцентрироваться на рулевом управлении, не отвлекаясь на торможение. Педаль тормоза нажимать не нужно.
При активации этой системы, например, нажатием кнопки или выключателя, во всем диапазоне заданного тормозного давления поддерживается предустановленная скорость. При необходимости водитель может изменить предустановленную скорость, нажав педали тормоза и газа или с помощью кнопок управления системы регулировки скорости.
Система остается активной до её выключения повторным нажатием кнопки или выключателя, т.е. она не отключается автоматически.
Автоматическое торможение для систем адаптивного круиз-контроля
Это дополнительная функция для активного торможения с адаптивным круиз-контролем (АСС), т.е. для автоматического выбора дистанции. Водителю не нужно нажимать на педаль тормоза — торможение происходит автоматически, как только дистанция до движущегося впереди автомобиля сокращается до определенной величины (рис. «Принцип работы автоматического торможения для ACC» ). В основе лежат гидравлическая тормозная система и система ESP.
Эта функция получает запрос на торможение автомобиля до определенной степени (вводная переменная). Торможение вычисляется системой АСС. Автоматическое торможение поддерживает торможение автомобиля посредством соответствующего тормозного давления, регулируемого с помощью гидравлического модулятора ESP.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: