Мы уже говорили о насосах высокого давления в дизельном автомобиле. Топливный насос высокого давления (ТНВД) дизельного двигателя является одним из наиболее сложных узлов топливной системы дизельных двигателей. Он предназначены для подачи в цилиндры дизельного двигателя под определенным давлением и в определенный момент, точно отмеренных порций топлива, соответствующих данной нагрузке приложенной к коленчатому валу. Вот о том каким бывает топливный насос высокого давления (ТНВД), мы и поговорим в этой статье.
Дизельные распределительные топливные насосы высокого давления применяются на 3-, 4-, 5- и 6-цилиндровых дизельных двигателях легковых автомобилей, тягачей, а также легких и средних коммерческих автомобилей. В зависимости от частоты вращения и системы сгорания топлива такие двигатели имеют мощность до 50 кВт на один цилиндр. Насосы распределительного типа для двигателей с непосредственным впрыском обеспечивают давление в форсунке до 1950 бар при частоте вращения коленчатого вала до 4500 мин-1.
ТНВД распределительного типа подразделяются на насосы с механическим и электронным управлением, в вариантах с исполнительным устройством в виде поворотного электромагнитного клапана и с электромагнитным клапаном с обратной связью.
В последнее время как на легковых, так и на коммерческих автомобилях на смену распределительным топливным насосам приходят системы впрыска топлива Common Rail.
Аксиально-поршневые распределительные насосы
Аксиально-поршневой топливоподкачивающий насос
Этот насос лопаточного типа служит для подачи топлива из бака и вместе с нагнетательным регулирующим клапаном создает давление, которое возрастает прямо пропорционально частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Аксиально-поршневой насос высокого давления
Аксиально-поршневой распределительный насос (насос типа VE) включает только один насосный элемент для всех цилиндров. Плунжер-распределитель насоса во время своего рабочего хода вытесняет топливо и, одновременно поворачиваясь, распределяет топливо по отдельным выпускным каналам (см. рис. «Аксиально-поршневой распределительный топливный насос высокого давления с управлением при помощи электромагнитного клапана» ).
Во время одного оборота ведущего вала насоса плунжер совершает количество рабочих ходов, равное числу цилиндров двигателя. Приводной вал вращает кулачковую шайбу и плунжер, с которым она соединена. Выступы на кулачковой шайбе обеспечивают осевое перемещение плунжера и его вращение — распределение и подачу топлива.
Насос продолжает подачу топлива во время рабочего хода до тех пор, пока перепускное отверстие плунжера остается закрытым, Подача топлива прекращается, когда перепускное отверстие открывается регулирующей втулкой (см. рис. «Электронная система управления аксиально-поршневым распределительным топливным насосом высокого давления» ).
Электронная система управления распределительным топливным насосом с поворотным электромагнитным исполнительным механизмом
В отличие от насоса типа VE, имеющего механическую систему управления, распределительный топливный насос с поворотным электромагнитным исполнительным механизмом имеет электронный регулятор и устройство опережения впрыска с электронным управлением (см. рис. «Электронная система управления аксиально-поршневым распределительным топливным насосом высокого давления» и «Электронная система управления дизельным двигателем» (EDC)).
Электронный регулятор
Эксцентрично установленная шаровая цапфа связывает регулирующую втулку насоса типа VE и электромагнитный исполнительный механизм. Угловая установка исполнительного механизма определяет положение регулирующей втулки и с ее помощью активный рабочий ход плунжера-распределителя насоса. К исполнительному механизму подсоединяется измерительный датчик положения (потенциометр или индуктивный измерительный преобразователь).
ЭБУ получает сигналы от различных датчиков: положения педали подачи топлива, частоты вращения коленчатого вала двигателя, температуры воздуха, охлаждающей жидкости и топлива, давления всасываемого воздуха, атмосферного давления и т. п. Он использует эти входные величины, хранящиеся в его памяти, для определения правильного количества впрыскиваемого топлива. Таким образом, блок управления изменяет ток возбуждения исполнительного привода до тех пор, пока не совпадут требуемые по исходным данным реальные величины для принятого положения рейки.
Электронно-управляемое устройство угла опережения впрыска
Гидравлическое устройство опережения впрыска с электромагнитным клапаном поворачивает роликовое кольцо в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя таким образом, что по отношению к положению поршня цилиндра подача топлива может начинаться с опережением или запаздыванием.
При этом сигнал от датчика, с помощью которого определяется момент открытия распылителя, сравнивается с запрограммированной установкой. Электромагнитный клапан устройства опережения впрыска изменяет давление, прилагаемое к плунжеру, и с его помощью установку регулирования устройства опережения угла впрыскивания. Тактовая частота, используемая для срабатывания электромагнита, модифицируется, пока не совпадут действительная и исходная величины.
Электронная система управления распределительными топливными насосами с дозирующим электромагнитным клапаном
При использовании таких насосов (рис. «Аксиально-поршневой распределительный топливный насос высокого давления с управлением при помощи электромагнитного клапана«) количество подаваемого топлива дозируется электромагнитным клапаном высокого давления, который перекрывает камеру насосного элемента. Это дает еще большую гибкость дозирования топлива и возможность регулирования момента начала впрыска топлива. Кроме того, за счет уменьшения нерабочих объемов повышается потенциал рабочего давления насоса.
Основными узлами насоса являются электромагнитный клапан высокого давления, электронный блок управления и инкрементный датчик угла поворота для управления электромагнитным клапаном.
Закрытие электромагнитного клапана определяет начало подачи топлива, которая продолжается до момента открытия клапана. Количество впрыскиваемого топлива зависит от времени, в течение которого клапан остается закрытым. Управление при помощи электромагнитного клапана позволяет быстро открывать и закрывать камеру насосного элемента независимо от частоты вращения коленчатого вала. Такой метод обеспечивает быстрое регулирование подачи топлива независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя, улучшение герметизации полостей высокого давления и в конечном итоге увеличение эффективности насоса.
Насос снабжен собственным блоком управления для точной установки момента начала подачи топлива и его дозирования. В памяти ЭБУ хранится программа работы конкретного насоса и информация о данных его калибровки.
Электронный блок управления работой двигателя определяет начало впрыска топлива и его подачу на основе рабочих характеристик двигателя и отправляет эту информацию по каналу связи в блок управления насоса. С использованием такой системы можно управлять как моментом начала впрыска, так и началом нагнетания.
Блок управления насоса также получает сигнал о количестве впрыскиваемого топлива через шину данных. Этот сигнал затем обрабатывается в блок управления двигателя в соответствии с сигналами, поступающими от педали подачи топлива, и другими параметрами, определяющими потребное количество топлива. В блок управления насоса сигналы о количестве впрыскиваемого топлива и скоростном режиме работы насоса на момент начала подачи топлива принимаются в качестве входных переменных для диаграммы рабочих характеристик насоса, на основании которых соответствующий период срабатывания сохраняется в виде угла поворота кулачковой шайбы.
И наконец, момент срабатывания электромагнитного клапана высокого давления и продолжительность его закрытия определяются по данным угла поворота датчика, интегрированного в топливный насос распределительного типа (VE). Этот датчик используется для регулирования по углу поворота/времени. Датчик состоит из магниторезистивного сенсора и кольцевого элемента, обладающего магнитным сопротивлением и имеющего метки, расставленные через 3°, для каждого цилиндра двигателя. Датчик с высокой точностью определяет угол поворота приводного вала, при котором электромагнитный клапан открывается и закрывается. Это позволяет блок управления насоса преобразовывать данные по моменту начала подачи топлива в данные по соответствующему этому моменту углу поворота кулачкового вала и наоборот.
Мягкое протекание процесса подачи топлива в начале впрыскивания, которое зависит от конструктивных особенностей насоса распределительного типа, еще больше реализуется при использовании форсунки с двумя пружинами. При работе прогретого двигателя с турбонаддувом такое протекание топливоподачи позволяет снизить уровень шума работающего двигателя.
Предварительный впрыск
Обеспечивает дальнейшее снижение шума от сгорания топлива без ухудшения работоспособности всей системы, которая должна обеспечивать максимальную эффективную мощность при минимально возможном эксплуатационном расходе топлива. Для получения предварительного впрыска дополнительных конструктивных изменений не требуется. В течение нескольких миллисекунд ЭБУ заставляет срабатывать электромагнитный клапан дважды. Электромагнитный клапан с высокой точностью и быстродействием регулирует количество впрыскиваемого топлива. Типичные значения количества впрыскиваемого топлива составляют 1,5 мм3.
Радиально-поршневые распределительные насосы
Радиально-поршневой насос высокого давления
Радиально-поршневой распределительный насос (насос типа VR, см. рис. «Радиально-поршневой распределительный насос высокого давления с электромагнитным управлением» ) приводится в действие непосредственно от приводного вала. Насос включает кулачковую шайбу, башмаки роликов и ролики, подающий плунжер, ведущий диск и насосную секцию (головку) вала-распределителя.
Приводной вал приводит во вращение ведущий диск при помощи радиально расположенных направляющих пазов. Направляющие пазы одновременно служат в качестве установочных пазов для башмаков роликов. Башмаки роликов и удерживаемые ими ролики обегают внутренний профиль кулачковой шайбы. Число кулачков соответствует числу цилиндров двигателя.
Ведущий диск приводит во вращение вал-распределитель. Головка вала-распределителя удерживает подающие плунжеры, расположенные радиально по отношению к оси приводного вала (отсюда наименование «радиально-поршневой распределительный насос»).
Плунжеры прилегают к башмакам роликов. Когда башмаки роликов смещаются наружу под действием центробежных сил, плунжеры, следуя профилю кулачковой шайбы, совершают возвратно-поступательное движение. Когда плунжеры выталкиваются кулачками, объем в центральной камере между плунжерами уменьшается. При закрытом электромагнитном клапане высокого давления это приводит к сжатию топлива. В определенные моменты времени топливо направляется по каналам в вале-распределителе к соответствующим выпускным клапанам.
Так как кулачковый механизм имеет непосредственный привод, отклонения от заданных законов подачи топлива минимальны. Топливо распределяется, по меньшей мере, двумя радиально установленными плунжерами. Характерные для этого типа насоса небольшие нагрузки позволяют использовать кулачки с профилем кривизны. Повышение количества, подаваемого насосом топлива, может быть достигнуто за счет увеличения числа плунжеров.
На радиально-поршневых распределительных насосах давления в камере насосного элемента достигает 1100 бар, а давления в распределителе — 1950 бар.
Электронная система управления ТНВД
Электромагнитный клапан высокого давления
Электромагнитный клапан высокого давления открывается и закрывается в соответствии с сигналами блока управления насосом. Продолжительность закрытого положения клапана определяет период подачи топлива насосом высокого давления. Это означает, что дозирование топлива, подаваемого в каждый отдельный цилиндр, может осуществляться с очень высокой точностью.
Управление электромагнитным клапаном высокого давления осуществляется посредством регулирования тока. По величине тока блок управления насосом определяет контакт иглы клапана с седлом. Это позволяет с высокой точностью вычислять моменты начала подачи топлива и начала впрыска топлива.
Устройство опережения впрыска топлива
Гидравлическое устройство опережения впрыска поворачивает кулачковую шайбу таким образом, что начало подачи топлива может быть сдвинуто относительно положения поршня двигателя в сторону опережения или запаздывания. Таким образом, взаимодействие между электромагнитным клапаном высокого давления и устройством опережения впрыска изменяет момент начала впрыска топлива и процесс впрыска в соответствии с условиями работы двигателя.
Это гидравлическое устройство опережения впрыска может развивать более высокие усилия смещения по сравнению с устройством опережения впрыска аксиально-поршневого распределительного насоса.
Язычок кулачковой шайбы входит в паз плунжера регулятора таким образом, что осевое перемещение плунжера вызывает поворот кулачковой шайбы. По центру плунжера регулятора установлена управляющая втулка, которая открывает или закрывает отверстия в управляющем плунжере. Соосно с плунжером регулятора установлен подпружиненный управляющий плунжер, определяющий требуемое положение управляющей втулки. Управляемый блоком управления насоса электромагнитный клапан модулирует давление, воздействующее на управляющий плунжер.
Электромагнитный клапан устройства опережения впрыска действует как регулируемый дроссель. Он может непрерывно регулировать управляющее давление. При этом управляющий плунжер может принимать любое положение в пределах от максимального опережения начала подачи топлива до максимального запаздывания.
Вариант топливного насоса с электронной системой управления
К последнему поколению насосов распределительного типа относятся малогабаритные системы автономного действия, в которые входит электронный блок управления, управляющий также работой двигателя. Так как при этом отпадает необходимость в использовании для управления работой двигателя отдельного блока управления, система впрыска топлива не требует большого числа соединительных разъемов и сложной электропроводки, что упрощает процесс монтажа.
Двигатель вместе с системой впрыска может быть установлен и испытан как единая система, независимо от того, на каком типе автомобиля он размещен.
Система впрыска дизельного топлива
Топливный насос высокого давления является частью системы впрыска топлива (см. рис. «Система впрыска дизельного топлива с радиально-радиально-поршневым топливным насосом высокого давления с электромагнитным управлением» ). Система впрыска дизельного топлива включает систему подачи топлива (ступень низкого давления), компоненты высокого давления, компоненты впрыска топлива и систему управления. Система подачи топлива осуществляет аккумулирование и фильтрацию топлива. При необходимости может быть установлен дополнительный топливный насос. Ступень высокого давления включает топливный насос и топливо-проводы высокого давления. Ступень высокого давления создает в системе высокое давление и распределяет топливо по цилиндрам двигателя.
В системах впрыска топлива с распределительными насосами компонентами, непосредственно осуществляющими впрыск топлива, являются впрыскивающие форсунки и их корпусы, которые отличаются большим разнообразием типов. На каждом цилиндре устанавливается по одному корпусу форсунки. Корпусы форсунок крепятся в головке блока цилиндров. Функция форсунок заключается в точном дозировании топлива и формировании струи топлива требуемой формы, а также уплотнении камеры сгорания. Каждая форсунка состоит из корпуса распылителя с несколькими отверстиями (диаметром до 0,12 мм) и иглы. Игла перемещается в направляющем отверстии в корпусе распылителя форсунки, обеспечивая правильное положение отверстий (оси которых находятся под различными углами к корпусу распылителя форсунки) и камеры сгорания двигателя.
Механическая или электронная система управления распределительным топливным насосом высокого давления устанавливается на самом насосе. Некоторые системы включают отдельный блок управления двигателем. Версии насосов с электронной системой управления включают различные датчики и генераторы управляющих сигналов.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: