Система впрыска топлива Common Rail применяется на дизельных двигателях. Требования, предъявляемые к системам впрыска топлива, непрерывно возрастают. Возросшие давления, малое время переключения и адаптация количества подаваемого топлива к условиям работы двигателя сделали двигатель экономичным, чистым и мощным. Вот о том, как работает и из каких компонент состоит система впрыска топлива Common Rail, мы и поговорим в этой статье.
Преимущества системы впрыска топлива Common Rail
Основным преимуществом системы впрыска топлива с общей топливной рампой (Common Rail) является ее способность в широком диапазоне изменять давление впрыска топлива, а также момент впрыска и его продолжительность. Это достигается за счет разделения систем создания давления (в насосе высокого давления) и впрыска топлива (форсунки). Здесь в качестве аккумулятора давления действует топливная рампа (см. рис. «Часть системы управления двигателем, относящаяся к системе Common Rail» ).
Система впрыска топлива Common Rail является чрезвычайно гибкой системой, позволяющей адаптировать процесс впрыска топлива к двигателю. Это достигается за счет:
- Адаптации давления впрыска к условиям работы двигателя (200-2 200 бар);
- Регулирования момента начала впрыска;
- Возможности использования многоступенчатого впрыска топлива (в том числе вторичного впрыска топлива со значительным запаздыванием).
Таким образом, система впрыска топлива Common Rail для дизельных двигателей позволяет повысить эффективную мощность двигателя, снизить уровень шума и содержание вредных веществ в отработавших газах.
Система Common Rail в настоящее время является наиболее распространенной системой впрыска топлива для современных легковых и коммерческих автомобилей с дизельными двигателями.
Конструкция системы Common Rail
Система впрыска топлива Common Rail включает следующие основные функциональные группы (см. рис. «Часть системы управления двигателем, относящаяся к системе Common Rail» ):
- Систему низкого давления, включающую компоненты системы подачи топлива,
- Систему высокого давления, включающую насос высокого давления, топливную рампу, форсунки, топливопроводы высокого давления и электронную систему управления дизельным двигателем (EDC).
Основными компонентами системы Common Rail являются форсунки, соединенные с топливной рампой. Форсунка снабжена быстродействующим клапаном (электромагнитным клапаном или клапаном с пьезоэлектрическим приводом), который открывает и закрывает сопло. Это позволяет управлять процессом впрыска топлива в каждый цилиндр.
Подача топлива в системе Common Rail
В системах впрыска топлива Common Rail для легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей для подачи топлива к насосу высокого давления используются электрические или шестеренчатые топливные насосы. На тяжелых коммерческих автомобилях используются исключительно шестеренчатые топливные насосы (см. «Подача топлива»).
Система подачи топлива с электрическим топливным насосом
Электрический топливный насос устанавливается в топливном баке или встраивается в линию подачи топлива. Насос всасывает топливо через фильтр грубой очистки и подает его к насосу высокого давления под давлением 6 бар (см. рис. «Системы впрыска топлива Common Rail для легковых автомобилей«, а и с). Максимальная производительность насоса составляет 190 л/ч. Для обеспечения быстрого пуска двигателя насос включается, как только водитель включает зажигание.
Система подачи топлива с шестеренчатым топливным насосом
Шестеренчатый топливный насос крепится на фланце к насосу высокого давления и приводится во вращение его входным валом (см. рис. Ь, «Системы впрыска топлива Common Rail для легковых автомобилей» ). Отсюда следует, что шестеренчатый топливный насос начинает действовать только после пуска двигателя. Производительность насоса зависит от частоты вращения коленчатого вала и достигает 400 л/ч при давлении до 7 бар.
Комбинированные системы подачи топлива
Существуют также системы с насосами обоих типов. Электрический топливный насос улучшает условия пуска двигателя, в особенности прогретого, поскольку, горячее топливо имеет низкую вязкость, при которой производительность шестеренчатого топливного насоса снижается. Кроме того, как уже говорилось, шестеренчатый насос имеет низкую производительность при малых скоростях вращения.
Фильтрация топлива в системе Common Rail
В отличие от легковых автомобилей, на коммерческих автомобилях топливный фильтр (фильтр тонкой очистки) устанавливается на стороне нагнетания. По этой причине требуется впуск топлива в топливный фильтр снаружи, в частности, когда шестеренчатый топливный насос крепится на фланце к насосу высокого Давления (см. рис. «Система впрыска топлива Common Rail для коммерческих автомобилей» ).
Создание давления в системе Common Rail
В аккумуляторных системах впрыска топлива Common Rail функции создания давления и впрыска топлива разделены. Давление впрыска создается независимо от частоты вращения коленчатого вала и количества впрыскиваемого топлива. Управление всеми компонентами осуществляет электронная система управления дизельным двигателем (EDC).
Функции создания давления и впрыска топлива разделяются аккумуляторным объемом топливной рампы. Топливо под давлением, готовое к впрыску, находится в аккумуляторной топливной рампе.
Требуемое давление впрыска создается непрерывно работающим насосом высокого давления с приводом от двигателя. Давление в топливной рампе поддерживается независимо от частоты вращения коленчатого вала.
Насос высокого давления представляет собой радиально-поршневой насос. На коммерческих автомобилях иногда устанавливается проходной топливный насос высокого давления.
Регулирование давления в системе Common Rail
Регулирование давления может осуществляться различными способами.
Регулирование давления на стороне высокого давления
Требуемое давление в топливной рампе регулируется на стороне высокого давления при помощи клапана регулирования давления (см. рис. а, «Системы впрыска топлива Common Rail для легковых автомобилей» ). Через клапан регулирования давления топливо, которое не требуется для впрыска, возвращается в контур низкого давления. Такая система регулирования обеспечивает быструю реакцию на изменения условий работы двигателя (например, изменения нагрузки).
Регулирование давления подачи топлива на стороне всасывания
Другим способом регулирования давление в топливной рампе является регулирование подачи топлива на стороне всасывания (см. рис. b, «Системы впрыска топлива Common Rail для легковых автомобилей» и «Система впрыска топлива Common Rail для коммерческих автомобилей» ). Дозатор, установленный на фланце насоса высокого давления, обеспечивает подачу топлива в топливную рампу в строгом соответствии с требуемым давлением впрыска. В случае неисправности дозатора клапан сброса давления предотвращает превышение максимально допустимого давления.
Регулирование подачи топлива на стороне всасывания позволяет уменьшить количество топлива, находящегося под давлением, и мощность насоса. Это положительно влияет на расход топлива. В то же время температура возвращаемого в топливный бак топлива ниже по сравнению с регулированием на стороне высокого давления.
Комбинированная система регулирования давления
Комбинированная система регулирования давления (см. рис. с, «Система впрыска топлива Common Rail для коммерческих автомобилей» ) сочетает регулирование на стороне всасывания при помощи дозатора с регулированием на стороне высокого давления при помощи клапана регулирования давления, что позволяет использовать преимущества каждого из этих способов. Еще одним преимуществом по сравнению с регулированием только на стороне низкого давления является то, что на холодном двигателе в этом случае контролируется также сторона высокого давления. Насос высокого давления подает больше топлива, чем требуется для впрыска, и давление регулируется клапаном регулирования давления. В результате сжатия топливо нагревается, что исключает необходимость в дополнительном подогревателе топлива.
Впрыск топлива в системе Common Rail
Форсунки впрыскивают топливо непосредственно в камеры сгорания двигателя. Топливо подается к форсункам по коротким шлангам высокого давления, присоединенным к топливной рампе. Управление открытием и закрытием форсунок осуществляется блоком управления двигателем.
Количество впрыскиваемого топлива определяется давлением в системе и продолжительностью открытого состояния форсунки. При постоянном давлении количество впрыскиваемого топлива пропорционально продолжительности включения электромагнитного клапана. В этом случае оно не зависит от частоты вращения коленчатого вала и скорости вращения насоса (впрыск топлива по времени).
Перспективы системы Common Rail
Разделение функций создания давления и впрыска топлива открывает дополнительные возможности оптимизации процессов сгорания топлива по сравнению в обычными системами впрыска топлива; давление впрыска может относительно свободно выбираться в пределах программной карты.
Применение систем впрыска топлива Common Rail позволяет еще более снизить содержание вредных веществ в отработавших газах за счет многократного впрыска топлива и значительно уменьшить уровень шума, генерируемого в процессе сгорания топлива. Многократный впрыск (до шести впрысков в течение одного цикла) можно осуществлять посредством многократного включения/выключения быстродействующего электромагнитного клапана форсунки. Для ускорения закрытия клапана и быстрого прекращения впрыска может использоваться гидравлическое давление.
Система управления и регулирования в дизельном двигателе
Блок управления двигателем определяет положение педали подачи топлива и рабочие состояния двигателя и автомобиля при помощи различных датчиков (см. «Электронная система управления дизельным двигателем»). Поступающие на блок данные включают: скорость вращения и угол поворота коленчатого вала; давление в топливной рампе, давление всасываемого воздуха; температуру всасываемого воздуха, охлаждающей жидкости и топлива; массовый расход воздуха и скорость вращения колес (для вычисления скорости движения автомобиля). Электронный блок управления выполняет обработку входных сигналов. В режиме реального времени он осуществляет управление клапаном регулирования давления или дозатором, форсунками и иными исполнительными механизмами, например, клапаном системы рециркуляции отработавших газов, турбонагнетателем и т.д.).
Основные функции системы Common Rail
Основные функции системы Common Rail заключаются в точном регулировании продолжительности впрыска и количества впрыскиваемого топлива при постоянном давлении. Это обеспечивает низкий расход топлива и стабильность рабочих характеристик.
Функции коррекции для вычисления параметров впрыска топлива
Функции коррекции служат для компенсации разброса параметров компонентов система впрыска топлива и двигателя.
- Компенсация разброса подачи топлива форсункой: коррекция разброса подачи топлива новыми форсунками с использованием данных испытаний, выполненных на заводе-изготовителе, записанных в память блока управления.
- Калибровка нулевой подачи топлива: компенсация дрейфа количества впрыскиваемого топлива с использованием коротких тестовых впрысков и оценки сигнала скорости в режиме высокого разрешения по времени.
- Контроль баланса топлива: разброс параметров компонентов системы впрыска топлива и двигателя вызывает различия значений крутящего момента, создаваемого отдельными цилиндрами. Коррекция количества впрыскиваемого топлива вычисляется, исходя из возникающего в результате этого разброса колебаний скорости вращения.
- Адаптация среднего значения количества топлива: среднее значение количества впрыскиваемого топлива вычисляется по сигналам кислородного датчика, датчика массового расхода топлива и датчика массового расхода воздуха. Величина коррекции вычисляется посредством сравнения значения уставки с фактическими значениями.
Дополнительные функции системы Common Rail
Дополнительные функции регулирования в режиме регулирования с обратной связью и без обратной связи выполняют задачи снижения содержания вредных веществ в отработавших газах и расхода топлив, или обеспечения дополнительного комфорта и безопасности. Некоторыми примерами являются:
- Управление системой рециркуляции отработавших газов;
- Управление процессом наддува в двигателе;
- Управление системой круиз-контроля;
- Управление электронным иммобилайзером.
Интеграция электронной системы управления дизельным двигателем в общую сеть автомобиля облегчает обмен данными с другими системами, например, системой управления трансмиссией или системой кондиционирования воздуха. Диагностический интерфейс облегчает анализ данных при поиске неисправностей.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: