Система подачи топлива дизельного двигателя заключается в фильтрации, накоплении и подаче топлива в систему впрыска под давлением, соответствующим любым рабочим условиям. В некоторых случаях осуществляется охлаждение топлива, возвращаемого в топливный бак.
Система подачи топлива (ступень низкого давления)
Система подачи топлива включает следующие основные компоненты (см. рис. «Топливная система автомобиля с системой впрыска топлива с общей топливной магистралью» ): топливный бак, фильтр грубой очистки (не для системы насос-форсунок легковых автомобилей), предварительный насос (опция, на легковых автомобилях может устанавливаться в топливном баке), топливный фильтр, насос подачи топлива (низкого давления), клапан регулирования давления (перепускной клапан), охладитель топлива (опция) и топливопроводы низкого давления.
Отдельные компоненты могут быть объединены в функциональные узлы (например, насос подачи топлива с ограничителем давления). В осевых и радиально-поршневых распределительных насосах и, частично, в системе общей топливной магистрали, насос подачи топлива встроен в насос высокого давления.
Системы подачи топлива значительно различаются в зависимости от используемой системы впрыска топлива, см. рис. «Топливная система автомобиля с системой впрыска топлива с насос-форсунками для легковых автомобилей» ) и «Топливная система автомобиля с системой впрыска топлива с радиально — поршневым топливным насосом высокого давления» (системы с общей топливной магистралью, с насос-форсунками и с радиально-поршневым ТНВД, соответственно).
Назначением насоса подачи топлива в ступени низкого давления (предварительного насоса) является снабжение компонентов высокого давления достаточным количеством топлива при любых условиях работы, с низким уровнем шума, под требуемым давлением и на протяжении всего срока службы автомобиля. В зависимости от области применения, используются насосы различных типов.
Электрические топливные насосы
Электрические топливные насосы (см. рис. «Одноступенчатый электрический топливный насос» ) различных типов применяются для двигателей с искровым зажиганием. Для дизельных двигателей обычно применяются роторные роликовые насосы.
Примеры использования:
- В качестве дополнительного насоса для распределительного топливного насоса (только в случае длинных топливопроводов или большой разницы по высоте между топливным баком и топливным насосом);
- В системах впрыска топлива с насос- форсунками (для легковых автомобилей);
- В системах впрыска топлива с общей топливной магистралью (для легковых автомобилей).
Шестеренчатый насос
Шестеренчатый насос устанавливается прямо на двигателе или, в случае общей топливной магистрали, встраивается в топливный насос высокого давления. Он приводится во вращение механически, посредством муфты, зубчатой передачи или зубчатого ремня.
Основными компонентами насоса являются два входящих в зацепление друг с другом зубчатых колеса, вращающихся в противоположных направлениях (см. рис. «Шестеренчатый топливный насос» ), которые подают топливо во впадины между зубьями со стороны всасывания в сторону нагнетания. Линия контакта зубчатых колес обеспечивает уплотнение между сторонами всасывания и нагнетания, что предотвращает обратный поток топлива.
Производительность насоса приблизительно пропорциональна частоте вращения коленчатого вала. Поэтому подача топлива регулируется при помощи ограничителей на стороне всасывания или перепускного клапана на стороне нагнетания.
Примеры использования:
- В системах с одноцилиндровыми насосами высокого давления на коммерческих автомобилях (системы с насос-форсунками или отдельным топливным насосом высокого давления);
- Частично, в системах с общей топливной магистралью (для коммерческих, легковых и внедорожных автомобилей).
Лопастной насос подачи топлива
Лопастной насос подачи топлива (см. рис. «Лопастной насос» ) устанавливается на приводном вале в распределительном топливном насосе высокого давления. На приводном вале на сегментной шпонке установлено рабочее колесо. Эксцентриковое кольцо, установленное в корпусе, окружает рабочее колесо.
Под действием центробежных сил, создаваемых во время вращения, четыре лопасти рабочего колеса прижимаются к эксцентриковому кольцу. Топливо, находящееся между обратной стороной лопастей и рабочим колесом, способствует выдвижению лопастей наружу.
Топливо проходит через впускной канал и серпообразную полость в пространство, образуемое рабочим колесом, лопастью и эксцентриковым кольцом. Силы вращательного движения вытесняют топливо, находящееся между лопастями, в верхнюю серпообразную полость и далее в выпускной канал.
Пример использования: в качестве насоса предварительной подачи топлива, встраиваемого в распределительный насос высокого давления.
Роторный насос с запорными лопастями
В роторном насосе с запорными лопастями (см. рис. «Роторный насос с запорными лопастями» ), две лопасти прижимаются пружинами к ротору. По мере поворота ротора объем на стороне всасывания увеличивается, и топливо засасывается в две камеры. На стороне нагнетания объем уменьшается, и топливо вытесняется из камер. Роторный насос с запорными лопастями осуществляет подачу топлива с очень низкой скоростью.
Пример использования: на легковых автомобилях, совместно с системами впрыска топлива с использованием насос-форсунок.
Сдвоенный топливный насос
Сдвоенный топливный насос (см. рис. «Сдвоенный топливный насос» ) представляет собой узел, состоящий из насоса подачи топлива и вакуумного насоса для усилителя тормозов. Он встраивается в головку блока цилиндров и приводится во вращение от распределительного вала двигателя.
Сам топливный насос представляет собой роторный насос с запорными лопастями или шестеренчатый насос, и даже при низких скоростях вращения (вовремя проворота двигателя стартером) подает топливо в количестве, достаточном для надежного пуска двигателя. Подача топлива пропорциональна скорости вращения.
Насос содержит ряд клапанов и дросселирующих каналов. Максимальное количество подаваемого топлива ограничивается дросселирующим каналом на стороне всасывания. Максимальное давление в ступени высокого давления ограничивается клапаном сброса давления. Пузырьки паров топлива уничтожаются в дросселирующем канале линии возврата топлива. В случае попадания в топливную систему воздуха (например, при полном опорожнении топливного бака) клапан регулирования низкого давления остается закрытым. Воздух вытесняется из топливной системы через перепускной канал давлением топлива.
Пример использования: на легковых автомобилях, совместно с системами впрыска топлива с использованием насос-форсунок.
Клапан регулирования низкого давления
Клапан регулирования низкого давления (см. рис. «Клапан регулирования давления» ), также называемый перепускным ограничителем, устанавливается в линии возврата топлива. Он обеспечивает требуемое рабочее давление в ступени низкого давления в системе впрыска топлива с насос-форсунками при любых рабочих условиях и равномерное наполнение насос-форсунок топливом.
Плунжер аккумулятора клапана открывается при давлении 300-350 кПа (3-3,5 бар). Небольшие колебания давления в объеме аккумулятора компенсируются пружиной. При давлении 4-4,5 бар открывается уплотнение, что вызывает заметное увеличение расхода. Для установки значения давления открытия служат два регулировочных винта.
Охладитель дизельного топлива
Высокое давление в форсунках в системах впрыска топлива с насос-форсунками для легковых автомобилей и в некоторых системах с общей топливной магистралью вызывает столь интенсивный нагрев топлива, что перед его возвратом в топливный бак требуется охлаждение. Топливо, возвращаемое из форсунок в топливный бак, проходит через охладитель (теплообменник) и отдает тепло охлаждающей жидкости, циркулирующей в контуре охлаждения топлива.
Этот контур отделен от системы охлаждения двигателя, поскольку при нормальной рабочей температуре двигателя температура жидкости в системе охлаждения двигателя слишком высока для охлаждения топлива. Контур охлаждения топлива соединяется с системой охлаждения двигателя у расширительного бачка. Бачок обеспечивает заполнение контура охлаждения топлива охлаждающей жидкостью и компенсирует любые изменения, вызванные колебаниями температуры (см. рис. «Контур охлаждения топлива» ).
Система фильтрации дизельного топлива
Так же как для двигателей с искровым зажиганием, для дизельных двигателей необходимо обеспечить защиту топливной системы от загрязнения. Загрязнения могут проникнуть в топливную систему во время заправки автомобиля или попасть в топливный бак через систему вентиляции топливного бака. Функция топливного фильтра заключается в фильтрации твердых частиц с целью защиты от повреждения системы впрыска топлива.
По сравнению с системами впрыска топлива двигателей с искровым зажиганием системы впрыска топлива дизельных двигателей, в связи с очень высокими давлениями впрыска, требуют повышенной защиты от износа и более высокой степени фильтрации топлива. Кроме того, степень загрязнения дизельного топлива, как правило, значительно выше, чем у бензина.
Конструкция системы фильтрации дизельного двигателя
Топливные фильтры дизелей выполняются быстросменными (см. рис. «Фильтр дизельного топлива» ). В качестве сменных элементов широко применяются быстросменные фильтры с болтовым креплением, проходные фильтры и неметаллические фильтрующие элементы, устанавливаемые в корпусах из алюминия, пластмассы или листовой стали (в соответствии с повышенными требованиями к предотвращению тяжелых последствий при столкновениях). Предпочтение отдается спиральным, V-образным фильтрующим элементам. Фильтры дизельного топлива устанавливаются в контуре низкого давления: в системах всасывания перед насосом подачи топлива, а в системах нагнетания — после электрического топливного насоса. В настоящее время имеет место тенденция к установке фильтра в системах нагнетания.
В течение нескольких последних лет требования к тонкости фильтрации стали более строгими в связи с появлением систем с общей топливной магистралью с более высокими давлениями впрыска и новейших систем впрыска топлива с насос-форсунками для легковых и коммерческих автомобилей. В зависимости от условий эксплуатации (степени загрязнения топлива, продолжительности периодов простоя двигателя и т.д.) для новых систем требуется степень фильтрации 85 и 98,6 % (частиц размером 3-5 мкм, см. стандарт ISO/TR 13353: 1994). Топливные фильтры, устанавливаемые на автомобили последних поколений, в связи с увеличенными интервалами замены, должны быть способны накапливать большие объемы частиц и эффективно задерживать частицы сверхмалого размера. Этого можно достигнуть, только используя специальные фильтрующие среды, например, состоящие из большого количества слоев синтетического микроволокна. Например, это могут быть многослойные синтетические микроволокна, гарантирующие максимальную степень удерживания частиц путем отделения их от топлива внутри отдельных слоев фильтрующего материала.
В настоящее время типичные интервалы замены фильтрующих элементов составляют от 60 000 до 90 000 км пробега. В регионах с плохим качеством дизельного топлива, таких как Восточная Европа, Китай, Индия и США, эти интервалы значительно короче. При использовании биодизельного топлива рекомендуется сократить интервалы замены в два раза.
Отделение воды
Другой важной функцией топливного фильтра для дизельного двигателя является удаление из топлива разного рода эмульсий и воды с целью предотвращения коррозии. Эффективное отделение не менее 93 % воды при номинальном расходе (испытания в соответствии с ISO 4020) особенно важно для распределительных топливных насосов высокого давления и систем с общей топливной магистралью. Отделение воды осуществляется посредством коалесценции на фильтрующем материале (образования капель воды вследствие различных поверхностных натяжений воды и топлива). Вода скапливается в камере в нижней части корпуса фильтра (см. рис. «Фильтр дизельного топлива» ). В некоторых случаях для контроля уровня воды используются датчики проводимости. Вода сливается вручную через сливную пробку или электромагнитный клапан, управляемый кнопкой.
На автомобилях, предназначенных для эксплуатации в особо тяжелых условиях, на стороне всасывания устанавливается дополнительный фильтр грубой очистки с водоотделителем. Тонкость фильтрации фильтра соответствует тонкости фильтрации фильтра тонкой очистки. Такие фильтры грубой очистки в основном устанавливаются на коммерческих автомобилях, предназначенных для эксплуатации в странах, где имеет место низкое качество дизельного топлива.
Дополнительные функции
Топливные фильтры последнего поколения обладают дополнительными функциями, такими как подогрев топлива для предотвращения закупоривания парафином в условиях низких температур. Подогрев топлива может осуществляться электрическим нагревателем или горячим топливом, возвращаемым из двигателя. В первом случае в фильтре устанавливаются нагреватели типа РТС (с положительным температурным коэффициентом). Во втором случае требуется установка клапана с биметаллическим элементом или воскового термоэлемента, открывающегося при низких температурах и позволяющего топливу возвращаться к фильтру.
К дополнительным функциям также относятся индикация необходимости замены посредством измерения перепада давления и удаления из системы воздуха.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: