Сжиженный нефтяной газ (СНГ) получается во время извлечения сырой нефти и природного газа, а также в ходе различных процессов нефтепереработки. Основными его составляющими являются пропан и бутан. Поэтому работа двигателя на сжиженном нефтяном газе не случайна.
Применение сжиженного нефтяного газа
В связи со значительным увеличением стоимости обычных видов топлива (бензина и дизельного топлива) в течение нескольких последних лет сжиженный нефтяной газ находит все более широкое применение в качестве автомобильного топлива. В настоящее время (на 2010 год) по оценкам в мире насчитывается более 13 миллионов автомобилей, работающих на СНГ. Информацию о количестве автомобилей, работающих на СНГ, и сети заправочных станций СНГ в Германии можно найти в Интернете. В зависимости от двигателя, системы управления и газовой системы расход топлива (по объему) для автомобилей, работающих на СНГ, на 20 — 30 % выше по сравнению с автомобилями, работающими на бензине. Несмотря на это, перевод автомобилей на СНГ окупается.
Системы СНГ различаются по способу смесеобразования (впрыск газообразного или жидкого СНГ), по концепции управления — с одним общим или двумя отдельными блоками управления двигателем (ведущий/ведомый). Системы со смесителями Вентури (карбюраторного типа) могут пока что использоваться на старых автомобилях или в странах с менее строгими требованиями к ограничению токсичности отработавших газов.
Практически все автомобили с двигателями с искровым зажиганием, которые могут работать на СНГ, являются двухтопливными, т.е. могут работать как на СНГ, так и на бензине. В основном, системы СНГ устанавливаются при модернизации автомобиля. В то же время все больше производителей автомобилей предлагают новые автомобили, способные работать как на бензине, так и на СНГ. На этих автомобилях, так же как на модернизированных автомобилях, бак с СНГ обычно устанавливается в углублении для запасного колеса. При этом полезный объем багажника остается неизменным. Запасное колесо просто убирается из автомобиля, а вместо него устанавливается комплект для ремонта шин.
Конструкция систем автомобилей на сжиженном газе
Хранение сжиженного газа в автомобиле
В зависимости от соотношения пропана и бутана, СНГ может находиться в жидком состоянии при температуре окружающего воздуха от -200 до +40 °С, под давлением от 3 до 15 бар. СНГ хранится в жидком состоянии в стальных баллонах. Система заправки СНГ включает ограничитель, не допускающий превышения объема заправки (жидкой фазы) свыше 80 % объема баллона. Это предотвращает увеличение давления в баллоне выше допустимого уровня при нагреве баллона. На баллоны для СНГ распространяются требования Европейских правил безопасности, определяющие их характеристики, дополнительное оборудование и правила установки — в настоящее время ECE-R67-01. Эти требования действуют также в некоторых неевропейских странах.
Предохранительные устройства баллона для СНГ включают клапан сброса давления, электромагнитный запорный клапан с встроенным ограничителем расхода (защита в случае разрыва трубопровода) и, в качестве дополнительного оборудования, тепловой предохранительный клапан, осуществляющий контролируемый выпуск газа в случае возгорания. Конструкция заправочной горловины не стандартизована. По этой причине в разных странах могут потребоваться различные заправочные переходники. В настоящее время разрабатываются стандартизованные нормы.
Подача сжиженного газа в двигатель
В системах с нагнетанием газообразного топлива, получаемого из СНГ подача газа из баллона в двигатель, осуществляется за счет внутреннего давления в баллоне (давления паров сжиженного газа). Поскольку при понижении температуры наружного воздуха это давление также понижается, применение таких систем частично ограничено в отношении их пригодности для работы в зимних условиях.
В системах с впрыском жидкого топлива СНГ подается насосом, установленным в баллоне, который в дополнение к внутреннему давлению в баллоне создает давление подачи. В отношении их пригодности для работы в зимних условиях — такие системы сравнимы с системами впрыска бензина.
Компоненты системы на сжиженном газе
Системы СНГ включают следующие компоненты (см. рис. «Система с подачей газообразного сжиженного нефтяного газа» и «Система подачи жидкого сжиженного нефтяного газа» ):
- Заправочная горловина со встроенным обратным клапаном;
- Стальной бак (цилиндрической или тороидальной формы);
- Клапан сброса давления (27 бар);
- Датчик и указатель уровня топлива;
- Клапан с встроенным ограничителем объема заправки до 80% объема баллона;
- Электромагнитный запорный клапан (в баллоне);
- Запорный клапан (в моторном отсеке);
- Испаритель с регулятором давления (только в системах с подачей газообразного сжиженного газа);
- Регулятор давления (опция в системах с подачей жидкого сжиженного газа);
- Топливная рампа сжиженного газа с газовыми форсунками;
- Датчики температуры и давления (на топливной рампе);
- Фильтр СНГ;
- При необходимости, дополнительный (подчиненный) электронный блок управления;
- Регулируемый насос подачи сжиженного (только в системах с подачей жидкого сжиженного газа).
Системы управления двигателем с системой сжиженного газа
Так же как в системах сжатого природного газа, в системах СНГ управление может включать один или два (ведущий/ведомый) блока управления. Система управления двигателем учитывает давление и температуру газа. Она включает систему регулирования коэффициента избытка воздуха λ, адаптированную к работе двигателя на газе, и выполняет дополнительные функции, связанные с переключением питания с газа на бензин и обратно. В системах с подачей жидкого СНГ система управления, кроме подготовки смеси и адаптации к качеству топлива, осуществляет управление насосом подачи СНГ и регулирование температуры и давления в баллоне для СНГ.
Работа двигателей на сжиженном газе
Системы с подачей газообразного сжиженного газа
Сжиженный газ подается из баллона в жидком состоянии через электромагнитный запорный клапан в моторной отсек, где установлен дополнительный запорный клапан (см. рис. «Система с подачей газообразного сжиженного нефтяного газа» ). Затем сжиженный газ переходит в газообразное состояние с давлением 2 — 3,5 бар в испарителе с регулятором давления. Для компенсации охлаждения во время фазы изменения состояния испаритель обогревается охлаждающей жидкостью двигателя. Из испарителя сжиженного газа по трубопроводу высокого давления поступает в топливную рампу СНГ, а оттуда подается газовыми форсунками во впускной трубопровод.
Система воздухозабора двигателя остается без изменений, за исключением соединения газовых форсунок с впускным трубопроводом.
Смесеобразование в двигателе с сжиженным газом
Смесеобразование осуществляется таким же образом, как в обычных многоточечных системах впрыска бензина. Топливная рампа сжиженного газа снабжает отдельные газовые форсунки газообразным СНГ. Система управления двигателем определяет требуемое количество подаваемого топлива и корректирует его путем регулирования λ. Количество топлива дополнительно корректируется путем регулирования температуры и давления в топливной рампе СНГ.
Газообразный сжиженный газ вытесняет некоторое количество воздуха из впускного трубопровода, что приводит к потерям заряда смеси на двигателях без наддува. В связи с этим при работе на газе можно ожидать снижения эффективной мощности двигателя на 2-4 %.
Системы с подачей жидкого сжиженного нефтяного газа
В системах с подачей жидкого сжиженного газа (см. рис. «Система подачи жидкого сжиженного нефтяного газа» ) подача топлива осуществляется насосом, управляемым системой управления двигателем. Некоторые системы также включают регулятор давления. Системы с подачей жидкого СНГ должны быть оборудованы линией возврата топлива в бак. Кроме того, форсунки для сжиженного газа должны подавать топливо снизу, чтобы обеспечить удаление пузырьков паров газа, образующихся, например, при пуске горячего двигателя.
Смесеобразование в системе с подачей жидкого сжиженного газа
Также, как в обычных системах многоточечного впрыска топлива, сжиженный газ подается во впускной трубопровод перед впускными клапанами двигателя. Испарение сжиженного газа, происходящее во время подачи СНГ (эффект Джоуля-Томпсона) вызывает понижение температуры газовоздушной смеси, что оказывает благоприятное влияние на объемный к.п.д. двигателя и его рабочие характеристики. Поэтому в случае подачи жидкого сжиженного газа эффективная мощность двигателя может быть даже несколько выше, чем при работе на бензине.
В настоящее время на стадии разработки находятся системы прямого впрыска жидкого сжиженного газа в камеру сгорания (LPG-DI).
Выбросы отработавших газов
В отношении ограничения количества выбросов токсичных составляющих отработавших газов НС, СО и NOх, использование в качестве топлива сжиженного газа дает некоторые преимущества. Что касается выбросов СO2, то здесь ситуация еще лучше. Здесь, при работе на сжиженном газе снижение количества выбросов может достигать 10%, по сравнению с работой на бензине. В основном это обусловлено более низким содержанием углерода в сжиженном газе. В отличие от дизельных двигателей, в выбросах практически отсутствуют твердые частицы. Работа двигателя на сжиженном газе также дает преимущества в отношении вредных для здоровья человека составляющих отработавших газов, содержание которых не ограничивается законодательством. Например, при работе на СНГ имеет место значительно более низкое содержание в отработавших газах ароматических углеводородов (например, бензола).
В отличие от работы на СПГ (сжатом природном газе), работа двигателя на сжиженном газе не требует каких-либо изменений в системе очистки отработавших газов. В основном при работе на СНГ используются те же компоненты, что и при работе на бензине.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: