Топливоподкачивающий насос должен при всех условиях эксплуатации снабжать ТНВД достаточным количеством дизельного топлива. Кроме того, он имеет избыточную производительность для охлаждения ТНВД, причем топливо воспринимает тепло и поступает обратно в бак через перепускной клапан. Кроме описанных ниже, используются также электрические подкачивающие насосы и модели для многотопливных двигателей. В некоторых редких случаях рядный ТНВД может снабжаться топливом без подкачивающего насоса в режиме подачи топлива из бака самотеком, т. е. под действием разницы уровней горючего.
Применение топливоподкачивающих насосов
Топливоподкачивающий насос используется в большинстве случаев, когда имеется значительное расстояние между топливным баком и ТНВД. Чаще всего насос крепится к картеру ТНВД. В зависимости от компоновки двигателя в моторном отсеке и специфики условий эксплуатации необходимы различные схемы про кладки топливных магистралей, особенно для обеспечения обратного слива топлива. На рис. «Система питания с перепускным клапаном на ТНВД» и рис. «Система питания с дополнительным перепускным дросселем на топливном фильтре» представлены два возможных вида таких схем.
Если топливный фильтр тонкой очистки расположен вблизи двигателя, тепловыделение последнего может привести к образованию паровых пробок внутри системы топливных магистралей. Для предотвращения этого через полость впуска прокачивается избыточное количество топлива, чем осуществляется охлаждение ТНВД. Избыточное топливо при этой схеме соединения (рис. «Система питания с перепускным клапаном на ТНВД») через перепускной клапан 6 поступает в магистраль обратного слива и возвращается в бак 1.
рис. «Система питания с перепускным клапаном на ТНВД» 1. Топливный бак; 2. Топливоподкачивающий насос; 3. Двухступенчатый топливный фильтр; 4. Рядный ТНВД; 5. Форсунка в сборе; 6. Перепускной клапан; 7. Перепускной дроссель. — — магистрали обратного слива |
рис. «Система питания с дополнительным перепускным дросселем на топливном фильтре» 1. Топливный бак; 2. Топливоподкачивающий насос; 3. Двухступенчатый топливный фильтр; 4. Рядный ТНВД; 5. Форсунка в сборе; 6. Перепускной клапан; 7. Перепускной дроссель. — — магистрали обратного слива |
Для случаев, когда в подкапотном пространстве возникает высокая температура вокруг двигателя, схема прокладки топливных магистралей показана на рис. рис. «Система питания с дополнительным перепускным дросселем на топливном фильтре». Перепускной дроссель 7 устанавливается на топливном фильтре, так что во время эксплуатации часть топлива поступает обратно в бак вместе с воздушными или паровыми пузырьками. Воздушные пробки, которые образуются на стороне впуска в ТНВД, удаляются через перепускной клапан 6 с избыточным топливом, утекающим в бак.
Топливоподкачивающий насос должен быть выполнен таким образом, чтобы подавать, наряду с необходимым для ТНВД количеством топлива, некоторое избыточное количество для прокачки и обратного слива в бак.
Выбор топливоподкачивающего насоса определяют следующие критерии:
- Тип ТНВД;
- Мощность нагнетания;
- Схема прокладки топливных магистралей;
- Наличие свободного места в моторном отсеке.
Конструкция и принцип действия топливоподкачивающих насосов
Топливоподкачивающий насос забирает горючее из топливного бака и нагнетает его под давлением через фильтр тонкой очистки в полость всасывания ТНВД (под избыточным давлением 100…350 кПа или 1,0…3,5 бар). В качестве подкачивающих в большинстве случаев используются механические поршневые насосы, которые крепятся к ТНВД (в редких случаях — к двигателю).
Топливоподкачивающий насос приводится в действие кулачком либо эксцентриком на кулачковом валу ТНВД или распределительном валу двигателя.
В зависимости от требуемого расхода топлива используются одно- или двухходовые топливоподкачивающие насосы.
Одноходовой топливоподкачивающий насос
Одноходовой топливоподкачивающий насос (рис. «Одноходовой топливный насос (принцип действия)» и «Одноходовой топливный насос (разрез)») используется для ТНВД моделей М, A, MW и Р.
Кулачок или эксцентрик 1 кулачкового вала (рис. «Одноходовой топливный насос (принцип действия)» а) через толкатель 3 приводит в движение поршень 5 насоса. Обратный ход поршня осуществляется под действием возвратной пружины 7.
Топливоподкачивающий насос работает по проточному принципу: при подъеме кулачка толкатель вместе с поршнем насоса движется вниз, преодолевая сопротивление возвратной пружины. При этом впускной клапан 8, находящийся в поршне, открывается под действием возникающего в рабочей камере 4 низкого давлении.
Топливо протекает в рабочую камеру через открытый впускной клапан системы подачи топлива. При этом перепускной клапан 9 остается закрытым.
При обратном ходе поршня впускной клапан закрывается, а перепускной клапан открывается (рис. «Одноходовой топливный насос(принцип действия)» Ь).
Двухходовой топливоподкачивающий насос
Двухходовые топливоподкачивающие насосы (рис. рис. «Принцип действия двухходового топливоподкачивающего насоса») с более высокой мощностью нагнетания используются для работы с ТНВД моделей Р и ZW, рассчитанных на большое число цилиндров двигателя н соответственно на большой расход топлива. Эти насосы также приводятся от кулачка или эксцентрика на кулачковом валу ТНВД.
В двухходовых насосах нагнетание топлива к ТНВД происходит не только под действием толкателя, но и при возвращении поршня в исходное положение под действием возвратной пружины, т. е. осуществляется дважды при каждом обороте кулачкового вала ТНВД.
Ручные помпы
Ручная помпа 1 обычно является составной частью топливоподкачивающего насоса (рис. рис. «Двухходовой топливоподкачивающий насос с ручной помпой и фильтром предварительной грубой очистки топлива»).
Тем не менее она может быть встроена и в магистраль между баком и подкачивающим насосом. Ручная помпа выполняет следующие функции:
- Заполнение топливом магистралей системы подачи топлива и системы впрыска перед вводом дизеля в эксплуатацию;
- Заполнение топливом всех систем и удаление из них воздуха после ремонтных работ или обслуживания системы впрыска;
- Заполнение топливом всех систем и удаление из них воздуха после выработки топлива из бака.
Современная ручная помпа способна заменить почти все ранее использовавшиеся конструкции, поскольку она совместима с любыми системами впрыска топлива, применяемыми на дизельных двигателях, в том числе и с устаревшими. Теперь ее не требуется дополнительно герметизировать после завершения работы, что значительно облегчает ее использование.
Кроме того, ручная помпа имеет обратный клапан, который не позволяет нагнетаемому топливу перетекать через нее в обратном направлении.
Корпус ручной помпы обычно изготавливается из алюминиевого сплава, но для применения в пожароопасных местах существуют особые исполнения со стальным корпусом.
Предварительная грубая очистка топлива
Предварительная грубая очистка топлива защищает топливоподкачивающий насос от возможного попадания грязи. В полевых условиях эксплуатации, например при заправке дизелей из бочек, полезна установка в топливный бак или в идущую от него магистраль подачи топлива сетчатого фильтра грубой очистки.
Дополнительный фильтр 2 предварительной очистки топлива может быть установлен также на входе в топливоподкачивающий насос (рис. рис. «Двухходовой топливоподкачивающий насос с ручной помпой и фильтром предварительной грубой очистки топлива»).
Подача топлива самотеком из бака
Система подачи топлива из бака самотеком, т. е. без использования топливо подкачивающего насоса, чаще всего применяется на малых стационарных дизелях и различных тихоходных тягачах. В этом случае топливо поступает через магистрали к фильтру и ТНВД самотеком, т. е. под действием силы тяжести, создаваемой за счет разницы уровней расположения бака и системы подачи топлива.
При незначительной разнице уровней расположения топливного бака, топливного фильтра и ТНВД лучше использовать топливные магистрали большого диаметра, чтобы гарантировать достаточный объем подачи топлива. В этом случае целесообразна установка отсечного крана между баком и фильтром для того, чтобы можно было перекрыть подачу топлива при ремонте или обслуживании системы впрыска. При этом отпадает необходимость в сливе топлива из бака.