Свеча зажигания, это устройство, предназначенное для воспламенения топливовоздушной смеси в тепловых двигателях. В бензиновых двигателях внутреннего сгорания используются искровые свечи. Воспламенение топливовоздушной смеси производится электрическим разрядом напряжением в несколько десятков тысяч вольт, возникающим между электродами свечи. Вот о том, что представляет собой свеча зажигания, мы и поговорим в этой статье.
Свеча зажигания служит для передачи энергии зажигания, выработанной в катушке зажигания, в камеру сгорания. Подаваемое на свечу высокое напряжение создает электрическую искру между электродами свечи, которая зажигает сжатую топливно-воздушную смесь. Поскольку эта функция должна быть обеспечена при самых различных условиях (пуск холодного двигателя, полностью открытая дроссельная заслонка и т.д.), свеча зажигания играет важную роль в обеспечении надежной и оптимальной работы двигателя. Эти требования остаются неизменными на протяжении всего срока службы свечи зажигания.
Требования к свече зажигания
Свеча зажигания должна удовлетворять большому количеству разнообразных требований. Она подвергается циклическим воздействиям внутри камеры сгорания, а также факторам внешней среды.
При использовании электронных систем зажигания на свечи подается напряжение до 30 кВ. Эти высокие напряжения не должны вызывать пробой керамического изолятора. Эта изоляция должна быть обеспечена на протяжении всего срока службы и гарантирована при высоких температурах (до 1000 °С).
Свеча зажигания подвергается воздействию высоких давлений (до 100 бар), периодически возникающих в камере сгорания, которые не должны вызывать нарушений герметичности. Кроме того, материалы электродов свечи зажигания должны обладать очень высокой температурной и вибрационной стойкостью. Корпус свечи должен выдерживать большие моменты затяжки без каких-либо деформаций.
Между тем, та часть свечи зажигания, что входит в камеру сгорания, подвергается воздействию высокотемпературных химических процессов, поэтому свеча должна обладать и свойством сопротивления агрессивным продуктам сгорания (сопротивление высокотемпературной коррозии). Так как свеча подвергается быстрым изменениям температурных режимов (между горячими продуктами сгорания и холодной рабочей смесью), керамический изолятор должен обладать высоким сопротивлением тепловым нагрузкам (тепловому удару). Электроды и изолятор должны хорошо рассеивать тепло, что является важным условием надежной работы свечи.
Конструкция свечи зажигания
В специальном керамическом изоляторе (Аl2O3) токопроводящий стекло герметик образует электрическое соединение между центральным электродом и контактной головкой (см. рис. «Конструкция свечи зажигания» ). Токопроводящий стекло герметик одновременно играет роль уплотнения от прорыва газов, находящихся под высоким давлением. В свечу также может быть встроен резистор для подавления помех.
На конце присоединения изолятор покрыт не содержащей свинца водо- и грязеотталкивающей глазурью. Это предотвращает перекрытие изоляции. Соединение между изолятором и стальным корпусом с никелевым покрытием должно быть газонепроницаемым.
Боковой электрод(ы), соединенный с массой, также как центральный электрод обычно изготавливается из жаростойкого никелевого сплава и приваривается к корпусу свечи. Для улучшения рассеивания тепла, применяются составные центральные и боковые электроды с оболочкой из никелевого сплава и медным сердечником. Серебро, платина или платиновые сплавы используются в качестве материала электродов для специальных применений (например, в свечах с особо длительным сроком службы).
Свечи зажигания имеют на своей контактной головке резьбу М4 или стандартную резьбу SAE, в зависимости от типа высоковольтного соединения. Свечи зажигания с металлическими экранами используются для герметизированных и экранированных от радиопомех систем зажигания.
Диапазон рабочих температур свечей зажигания
Во время работы двигателя свеча зажигания нагревается под действием теплоты сгорания топлива. Некоторая часть тепла, поглощенного свечой зажигания, передается к свежей топливно-воздушной смеси. Основная часть тепла передается на корпус свечи через центральный электрод и его изолятор и рассеивается в головке блока цилиндров. Рабочая температура отражает баланс тепла, поглощаемого свечой и рассеиваемого в головке блока цилиндров. Целью является обеспечение температуры самоочистки изолятора центрального электрода свечи, приблизительно равной 500 °С, даже при низкой нагрузке двигателя.
При снижении температуры ниже этого уровня возникает опасность отложения на холодных областях свечи нагара и масла вследствие неполного сгорания топлива (особенно, когда двигатель не достиг нормальной рабочей температуры при низких температурах наружного воздуха или во время пуска) (см. рис. «Температурная характеристика свечи зажигания«, кривая 3). Это может привести к созданию проводимости (шунтирования) между центральным электродом и корпусом свечи зажигания. Это приведет к потерям энергии зажигания в форме тока короткого замыкания (что создает опасность пропусков зажигания). При более высоких температурах отложения нагара сгорают на изоляторе центрального электрода, свеча зажигания «очищает» сама себя (см. рис. «Температурная характеристика свечи зажигания«, кривая 2).
При этом температура не должна превышать 900 °С, поскольку в противном случае значительно увеличивается износ электродов свечи (вследствие окисления и коррозии под действием горячих газов). При дальнейшем повышении температуры возникает опасность самовоспламенения (зажигания топливно- воздушной смеси на горячих поверхностях) (см рис. «Температурная характеристика свечи зажигания«, кривая 1). Самовоспламенение подвергает двигатель чрезвычайно высоким нагрузкам и может привести к его очень быстрому выходу из строя. Отсюда следует, что свеча зажигания должна соответствовать двигателю в отношении его теплопоглощающей способности.
Идентификатором тепловой нагрузочной способности свечи зажигания является ее тепловой коэффициент, обозначаемый калильным числом и определяемый посредством сравнительных измерений с использованием эталонного источника.
Для определения калильного числа свечей зажигания используется процедура, заключающаяся в измерении ионного тока в процессе сгорания топлива. Для оценки развития процесса сгорания топлива используется ионизирующий эффект пламени, процедура заключается в измерении проводимости в зазоре между электродами. Характеристические изменения в процессе сгорания топлива, вследствие увеличения тепловой нагрузки свечи зажигания, могут быть определены посредством измерения ионного тока и использованы для оценки процесса самовоспламенения. Свеча зажигания должна быть адаптирована таким образом, чтобы предотвратить преждевременное зажигание.
Применение материалов с высокой теплопроводностью (серебра или никелевых сплавов с медным сердечником) для изготовления центрального электрода позволяет значительно увеличить длину изолятора центрального электрода без изменения калильного числа свечи зажигания. Это расширяет рабочий диапазон в сторону низких тепловых нагрузок и снижает вероятность отложений нагара.
Уменьшение вероятности пропусков зажигания, сопровождающихся значительным повышением содержания углеводородов в отработавших газах, является чрезвычайно благоприятным фактором снижения токсичности отработавших газов и расхода топлива во время работы двигателя при частичном открытии дроссельной заслонки в режиме низкой нагрузки.
Зазор между электродами свечи зажигания и напряжение зажигания
Зазор между электродами свечи зажигания представляет собой кратчайшее расстояние между центральным и боковым (заземляющим) электродами, и среди других факторов определяет длину искры. Желательно иметь максимальные зазоры между электродами свечи, так как они позволяют искре зажигать относительно большие объемы топливно-воздушной смеси, что обеспечивает надежное сжигание этой смеси и хорошие мощностные характеристики двигателя. С другой стороны, чем меньше зазор, тем меньшее напряжение требуется для Издания искры. При слишком малом зазоре вокруг электрода будет образовываться очень маленькое ядро пламени. При этом из ядра будет забираться энергия через поверхности контакта с электродами, и скорость распространения Пламени будет низка. В крайних случаях потери энергии могут оказаться настолько велики, что будут происходить пропуски зажигания.
По мере увеличения зазора между электродами (например, вследствие их износа) условия зажигания улучшаются, но в то же время увеличивается требуемое напряжение. При этом, поскольку напряжение питания катушки зажигания остается неизменным, запас надежного зажигания по напряжению уменьшается, а риск пропусков зажигания увеличивается.
На величину требуемого напряжения зажигания оказывает влияние не только зазор между электродами, но также их форма, температура и материал. Важную роль также играют параметры, относящиеся к камере сгорания, такие как состав смеси (значение коэффициента избытка смеси (λ), скорость потока, степень турбулентности потока и плотность воспламеняемого газа.
На современных двигателях, характеризующихся высокими степенями сжатия и турбулентностью заряда, для обеспечения надежного зажигания и исключения пропусков воспламенения за весь период службы свечи следует особо соблюдать нормируемый зазор между электродами свечи.
Положение искры
Положение искры определяется расположением искрового промежутка относительно камеры сгорания. На современных двигателях (в особенности, оборудованных системами прямого впрыска топлива) положение искры оказывает значительное влияние на процесс сгорания топлива. Заметное улучшение динамики зажигания наблюдается при увеличении выступания свечи вглубь камеры сгорания. Процесс сгорания топлива может характеризоваться ровной или неровной работой двигателя, оцениваемой прямо по стабильности частоты вращения коленчатого вала или косвенно, посредством статического анализа среднего значения индуцированного давления.
В то же время, поскольку боковой заземляющий электрод свечи становится длиннее, достигаются более высокие температуры. Это, в свою очередь, влияет на износ и долговечность электродов. Требуемый ресурс свечи зажигания можно обеспечить посредством определенных конструктивных мер (удлинения корпуса свечи зажигания за пределы стенки камеры сгорания) или использования электродов из композитных или высокотемпературных материалов.
Конструкции свечей зажигания
В зависимости от предъявляемых к свече зажигания требований (долговечность, динамические характеристики и т.д.), преимущества могут давать один или более боковых заземляющих электродов. Тип свечи зажигания определяется взаимным расположением электродов и положением боковых заземляющих электродов относительно изолятора центрального электрода.
Свеча зажигания с искровым промежутком
В соответствии с этой конструкцией (рис. а, «Конструкции свечей зажигания» ) боковой заземляющий электрод располагается относительно центрального электрода таким образом, что искра проскакивает прямо между электродами, поджигая топливно-воздушную смесь между ними.
Свеча зажигания с поверхностным искровым промежутком
За счет определенного положения бокового электрода относительно керамической части изолятора центрального электрода искра, прежде чем перескочить через заполненный газом зазор, проходит по поверхности изолятора центрального электрода (см. рис. Ь, «Конструкции свечей зажигания» ). Поскольку для разряда по поверхности требуется меньшее напряжение, чем для разряда через воздушный зазор такого же размера, при одном и том же напряжении поверхностная искра может перекрыть больший зазор между электродами. Образующееся в результате ядро пламени большего размера значительно улучшает условия зажигания.
Преимущество этой концепции заключается также в значительно лучшем поведении свечи в условиях частых пусков холодного двигателя, поскольку поверхностная искра очищает поверхность изолятора центрального электрода и предотвращает отложение на нем нагара.
Свеча зажигания с полуповерхностным искровым промежутком
В соответствии с этой концепцией боковые заземляющие электроды располагаются на определенном расстоянии от центрального электрода и торцевой поверхности керамического изолятора центрального электрода (см. рис. с, «Конструкции свечей зажигания» ). В результате создаются два альтернативных зазора, т.е. используются обе формы разряда с различными требованиями к напряжению зажигания. В зависимости от условий работы, свеча может вести себя как свеча с пробоем воздушного зазора или с начальным перекрытием по поверхности.
Условное обозначение свечей зажигания
Условное обозначение свечи зажигания содержит ее рабочие характеристики (см. рис. «Условное обозначение свечи зажигания» ). Зазор между электродами также указывается на упаковке. Свечи зажигания, подходящий для данного двигателя, указываются или рекомендуются производителем двигателя.
Рабочие характеристики свечей зажигания
Изменения в процессе эксплуатации свечей зажигания
Поскольку свечи зажигания работают в агрессивной среде, иногда в условиях чрезвычайно высоких температур, электроды подвергаются износу, вызывающему увеличение требуемого для зажигания напряжения. Когда катушка зажигания перестает обеспечивать требуемое напряжение, возникают пропуски зажигания на работу свечи зажигания также оказывают влияние загрязнения и изменение состояния двигателя в процессе его старения (например, увеличение расхода масла). Отложения на свечах зажигания вызывают шунтирование искрового промежутка и, следовательно, нарушения в работе системы зажигания. Это, в свою очередь, может вызывать увеличение содержания токсичных выбросов в отработавших газах и даже повреждение каталитического нейтрализатора. В связи с этим свечи зажигания следует регулярно заменять.
Износ электродов свечи зажигания
Износ электродов заключается в эрозии их материала. В результате, чем дольше эксплуатируется свеча, тем больше становится зазор между электродами. В основном ответственность за это несут два механизма: эрозия электродов и коррозия в камере сгорания.
Для сведения износа электродов к минимуму используются материалы с высокой термостойкостью (специальные стали, легированные платиной или иридием). Износ электродов можно также уменьшить за счет правильного выбора их геометрии и конструкции (свечи с полуповерхностным искровым промежутком). Для такой свечи с четырьмя боковыми электродами и восемью возможными искровыми промежутками вероятность распространения искры одинакова для всех электродов. Таким образом, износ равномерно распределяется между всеми четырьмя электродами.
Эрозию и износ электродов также позволяет снизить электрическое сопротивление стеклогерметика.
Свечи зажигания для двигателей с прямым впрыском топлива
Удачные концепции свечей зажигания могут быть разработаны для двигателей с прямым впрыском топлива, с направлением струи топлива на днище поршня или в поток завихрения воздуха (работа в режиме послойного Распределения заряда смеси). В последних Разработках все шире используются процессы, в вторых топливо впрыскивается форсункой высокого давления во время такта всасывали, что обеспечивает более ровную работу Двигателя.
Для двигателей с турбонаддувом с использованием отработавших газов основное внимание при разработке свечей зажигания уделяется напряжению зажигания, рабочей температуре и сроку службы (уменьшение износа). В качестве примера можно привести свечи с платиновым центральным электродом и двумя боковыми заземляющими электродами с резьбой диаметром 12 мм, которые, в отличие от их использования в процессах сгорания смеси с направленным впрыском струи, не требуют специальной юстировки в моторном отсеке.
Ненормальные условия работы для свечей зажигания
Ненормальные условия работы (самовоспламенение смеси, детонация и т.д..) могут вызвать необратимые повреждения двигателя и свечей зажигания. Причинами таких повреждений могут стать неправильная настройка системы зажигания; использование свечей зажигания, калильное число которых не соответствует двигателю; или использование несоответствующего топлива.
Самовоспламенение смеси
Самовоспламенение смеси представляет собой неуправляемый процесс зажигания, в ходе которого в том или ином месте камеры сгорания (например, в области изолятора центрального электрода свечи зажигания, выпускного клапана или прокладки головки блока цилиндров) могут возникать крайне высокие температуры, вызывающие серьезные повреждения двигателя и свечей зажигания.
Детонация
Детонация представляет собой процесс неконтролируемого сгорания смеси, сопровождающийся резким возрастанием давления. Процесс сгорания протекает значительно быстрее, чем при нормальных условиях. Вследствие высоких градиентов давления, компоненты двигателя (головка блока цилиндров, клапаны, поршни и свечи зажигания) испытывают чрезвычайно высокие тепловые нагрузки. Это может привести к повреждению одного или нескольких компонентов (см. «Предупреждение детонации»).
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: