Рядные ТНВД относятся к классической аппаратуре впрыскивания дизельного топлива. Эти надежные агрегаты используются на дизелях с 1927 г. Рядные ТН ВД устанавливаются на стационарные дизели, на двигатели грузовых автомобилей, строительных и сельскохозяйственных машин. Они позволяют получать высокие цилиндровые мощности у двигателей с числом цилиндров от 2 до 12. В сочетании с регуляторами частоты вращения коленчатого вала, устройствами для изменения угла опережения впрыскивания и различными дополнительными механизмами они обеспечивают потребителю возможность широкого выбора режимов эксплуатации. Рядные ТНВД дня легковых автомобилей сегодня не производятся.
Мощность дизеля существенно зависит от количества впрыскиваемого топлива. Рядный ТНВД всегда должен дозировать количество подаваемого топлива в соответствии с нагрузкой.
Для хорошей подготовки смеси ТНВД должен дозировать топливо максимально точно, впрыскивая его под очень высоким давлением в соответствии с процессом сгорания. Оптимальное соотношение расхода топлива, уровнен шума работы и эмиссии вредных веществ в отработавших газах требует точности порядка 1° угла поворота коленчатого вала по моменту начала впрыскивания.
Для управления моментом начала впрыскивания и компенсации времени на проход волны давления топлива через подводящую магистраль в стандартном рядном ТНВД используется муфта 3 опережения впрыскивания (рис. «Стандартный рядный ТНВД серии РЕ на 6-цилиндровом дизеле»), которая с увеличением частоты вращения коленчатого вала изменяет момент начала подачи топлива в направлении «раньше». В особых случаях предусмотрено управление опережением впрыскивания в зависимости от нагрузки на двигатель. Нагрузка и частота вращения коленчатого вала регулируются изменением величины цикловой подачи топлива.
Рядные ТНВД делятся на два типа: стандартные и с дополнительной втулкой.
Монтаж и привод рядных ТНВД серии PE
Рядный ТНВД устанавливается непосредственно на дизель (рис. «Стандартный рядный ТНВД серии РЕ на 6-цилиндровом дизеле»), который приводит кулачковый вал ТНВД. Частота вращения этого вала на двухтактных дизелях совпадает с частотой вращения коленчатого вала, а на четырехтактных составляет половину от частоты вращения коленчатого вала и соответственно равна частоте вращения распределительного вала двигателя.
Для обеспечения высокого давления впрыскивания механизм передачи крутящего момента от двигателя к ТНВД должен быть по возможности «жестким».
Для смазки подвижных деталей (например, кулачкового вала, роликовых толкателей и т. д.) в ТНВД из системы смазки двигателя подается определенное количество масла, которое вовремя работы двигателя смазывает детали ТНВД.
Конструкция и принцип действия рядных ТНВД серии PE
Рядные ТНВД серии РЕ имеют собственный кулачковый вал 14, который установлен в алюминиевом корпусе (рис. рис. «Стандартный рядный ТНВД серии PE для 6-цилиндрового дизеля»). Он соединяется с двигателем либо непосредственно, либо через соединительный узел и муфту опережения впрыскивания.
Количество кулачков на кулачковом валу ТНВД соответствует числу цилиндров двигателя. Над каждым кулачком находится роликовый толкатель 13 с тарелкой 12 пружины 11. Тарелка передает усилие от толкателя на плунжер 8, а пружина возвращает его в исходное положение. Гильза 4 плунжера является направляющей, в которой плунжер совершает возвратно-поступательное движение. Сочетание втулки и плунжера образует насосный элемент, или плунжерную пару.
Конструкция плунжерной пары
Плунжерная пара состоит из плунжера 9 (рис. «Разрез рядного топливного насоса серии PE, модель А») и гильзы 8. Гильза имеет один или два подводящих канала (при двух каналах один из них выполняет функции подводящего и перепускного), которые соединяют полость всасывания с камерой высокого давления плунжерной пары. Над плунжерной парой находится штуцер 5 с посадочным конусом 7 нагнетательного клапана. Двигающаяся в корпусе ТНВД рейка 10 вращает зубчатый сектор 2, управляя тем самым регулирующей втулкой 3 плунжера. Перемещение самой рейки определяется регулятором частоты вращения коленчатого вала. Это позволяет точно дозировать величину цикловой подачи. Полный ход плунжера неизменен. Активный ход и связанная с ним величина цикловой подачи могут изменяться поворотом плунжера, который совершается при помощи регулирующей втулки.
рис. «Разрез рядного топливного насоса серии PE, модель А» 1. Полость всасывания; 2. Зубчатый сектор; 3. Регулирующая втулка плунжера; 4. Боковая крышка; 5. Штуцер нагнетательного клапана;6. Корпус нагнетательного клапана; 7. Конус нагнетательного клапана; 8. Гильза плунжера; 9. Плунжер; 10 Рейка ТНВД; 11. Поводок плунжера;12. Возвратная пружина плунжера; 13. Нижняя тарелка возвратной пружины; 14. Регулировочный винт; 15. Роликовый толкатель; 16. Кулачковый вал ТНВД. | рис. «Плунжерная пара» а — гильза с одним подводящим каналом; Ь — гильза с двумя подводящими каналами. 1. Подводящий канал; 2. Продольная канавка; 3. Гильза плунжера; 4. Плунжер; 5. Перепускной канал; 6. Регулирующая кромка; 7. Спиральная канавка; 8. Кольцевая канав на для смазки. |
Плунжер имеет наряду с продольной канавкой 2 (рис. рис. «Плунжерная пара») еще и спиральную канавку 7. Получаемая таким образом косая кромка на поверхности плунжера называется регулирующей кромкой 6.
Если величина давления впрыскивания не превышает 600 бар, то достаточно одной регулирующей кромки, для больших значений давления впрыскивания необходим плунжер с двумя регулирующими кромками, отфрезерованными с противоположных сторон плунжера. Их наличие снижает износ плунжерной пары, поскольку плунжер с одной регулирующей кромкой под давлением прижимается к одной стороне гильзы, увеличивая ее выработку.
В гильзе плунжера размещены одно или два отверстия для подвода и обратного слива топлива (рис. «Плунжерная пара»).
Плунжер притерт к гильзе так плотно, что пара герметична без дополнительных уплотнений даже при очень высоких давлениях и низких частотах вращения коленчатого вала. Из-за этого замене могут подвергаться только комплектные плунжерные пары.
Величина возможной подачи топлива зависит от рабочего объема пары. Максимальное значение давления впрыскивания у форсунки может составлять, в зависимости от конструкции, 400… 1350 бар.
Угловой сдвиг кулачков на кулачковом валу гарантирует точное совмещение впрыскивания с фазовым сдвигом процессов по цилиндрам двигателя в соответствии с порядком его работы.
Принцип действия плунжерной пары (последовательность фаз)
Вращение кулачкового вала ТНВД преобразуется непосредственно в возвратно поступательное движение роликового толкателя, приводящего в действие плунжер
Движение плунжера в направлении к его ВМТ называется ходом нагнетания. Возвратная пружина возвращает плунжер к его НМТ. Пружина рассчитана так, что даже при максимальных частотах вращения кулачкового вала ТНВД ролик не отходит от кулачка; отскок и вместе с ним удар ролика по кулачку при длительной эксплуатации привели бы к разрушению поверхностей кулачка или ролика.
Плунжерная пара работает по принципу перетока топлива с управлением регулирующей кромкой 5 (рис. «Последовательность работы плунжерной пары»). Этот принцип используется в рядных ТНВД серии РЕ и индивидуальных ТНВД серии РЕ.
В НМТ плунжера подводящий канал 2 (рис. «Последовательность работы плунжерной пары») гильзы 3 и канал 6 слива топлива открыты. Благодаря им топливо может перетекать под давлением подкачки из полости впуска в камеру 1 высокого давления. При движении вверх плунжер закрывает отверстие подводящего канала своим верхним торцом. Этот ход плунжера называется предварительным. При дальнейшем движении плунжера вверх давление растет, что приводит к открытию нагнетательного клапана над плунжерной парой.
При применении нагнетательного клапана постоянного объема плунжер дополнительно совершает втягивающий ход. После открытия нагнетательного клапана топливо во время активного хода через магистраль высокого давления направляется к форсунке, которая впрыскивает точно дозируемое количество топлива в камеру сгорания двигателя.
Когда регулирующая кромка плунжера открывает перепускной канал, активный ход плунжера завершается. С этого момента топливо в форсунку не нагнетается, поскольку вовремя остаточного хода оно через продольную и спиральную канавки из камеры высокого давления направляется в перепускной канал. Давление в плунжерной паре при этом падает.
По достижении ВМТ плунжер меняет направление своего движения на противоположное. Топливо при этом через спиральную и продольную канавки поступает обратно из перепускного канала в камеру высокого давления. Это происходит до тех пор, пока регулирующая кромка вновь не перекроет перепускной канал. При продолжении обратного хода плунжера над ним возникает область низкого давления. С освобождением подводящего канала верхним торцом плунжера топливо вновь поступает в камеру высокого давления. Цикл начинается снова.
Регулирование цикловой подачи
Величину цикловой подачи топлива можно регулировать изменением активного хода кромки (рис. «Регулирование цикловой подачи»). Для этого рейка 5 через регулирующую втулку плунжера поворачивает сам плунжер 3 таким образом, что регулирующая кромка 4 может изменять момент конца нагнетания и вместе с тем величину цикловой подачи (регулирование по концу впрыскивания).
В крайнем положении, соответствующем нулевой подаче (а), продольная канавка находится непосредственно перед перепускным каналом. Вследствие этого давление в камере высокого давления плунжерной пары во время всего хода плунжера равняется давлению в полости всасывания и нагнетания топлива не происходит. В это положение плунжер приводится, если двигатель должен быть остановлен.
При средней подаче (Ь) плунжер устанавливается в промежуточное положение (по регулирующей кромке).
Полная подача (с) становится возможной только при установке максимального активного хода плунжера.
Передача движения от рейки на плунжер может производиться либо через зубчатую рейку на зубчатый сектор, закрепленный на регулирующей втулке плунжера (рис. «Регулирование цикловой подачи»), либо через рейку с направляющими шлицами на штифт или сферическую головку на регулирующей втулке плунжера.
Плунжерная пара с обратным отводом топлива
Если система смазки ТНВД присоединена к системе смазки двигателя, то при определенных обстоятельствах просачивание топлива может привести к разжижению моторного масла. Плунжерные пары г обратным отводом просачивающегося топлива в полость впуска ТНВД в значительной мере препятствуют этому. Имеются два варианта:
- Кольцевая канавка 3 в плунжере (рис. «Плунжерная пара с обратным отводом топлива», а) собирает просочившееся топливо и отводит его по расположенной в плунжере канавке 2 обратно в полость впуска;
- Просочившееся топливо перетекает из кольцевой канавки 4 (рис. «Плунжерная пара с обратным отводом топлива», b) и канал 1 в гильзе обратно в полость впуска.
рис. «Плунжерная пара с обратным отводом топлива» а — вариант с кольце вой канавной в плунжере; b — вариант с кольце вой канавкой в гильзе. 1. Канал дня обратного отвода топлива; 2. Канавки для обратного отвода топлива; 3. Кольцевая канавка в плунжере; 4. Кольцевая канавка в гильзе |
рис. «Варианты исполнения плунжеров» а — нижняя регулирующая кромка; Ь — нижняя и верхняя регулирующие кромки; с — нижняя регулирующая кромка с пусковой канавкой. 1. Нижняя регулирующая кромка; 2. Верхняя регулирующая кромка; 3. Пусковая канавка; 4. Канавка для ограничения пусковой подачи. |
Виды плунжеров
Специальные требования, такие, как снижение уровней шума или эмиссии отработавших газов, делают необходимым изменение момента начала подачи в зависимости от нагрузки на двигатель. Плунжеры, которые имеют дополнительно к нижней регулирующей кромке 1 (рис. «Варианты исполнения плунжеров») аналогичную верхнюю кромку 2, дают возможность управлять моментом начала подачи. Чтобы улучшать пусковые свойства некоторых типов двигателей, используются специальные плунжеры с пусковой канавкой 3. Эта канавка в виде дополнительной выемки в верхней части плунжера действует только в его пусковом положении. Она позволяет обеспечить более позднее впрыскивание, на 5… 10° утла поворота коленчатого вала.
Формы кулачка
Различные виды камер сгорания и происходящих там процессов требуют индивидуальных условий впрыскивания. Соответственно для каждого типа дизеля требуется специально рассчитывать этот процесс. Скорость плунжера (а вместе с ней и продолжительность впрыскивания) зависит от профиля кулачка. Существуют различные виды профилей кулачка, которые могут выбираться на основе расчета для улучшения таких характеристик, как «закон впрыскивания» и «протекание давления впрыскивания».
Используют также различные профили «сбегающего», или тыльного, участка кулачка (рис. «Формы кулачков рядных ТНВД»): симметричные кулачки (а), кулачки с эксцентричным профилем тыльной части (Ь) и кулачки с мягким профилем тыльной части (с), препятствующие пуску двигателя в нежелательном направлении вращения коленчатого вала.
Нагнетательный клапан
Между плунжерной парой ТНВД и магистралью высокого давления расположен нагнетательный клапан. Его задача — в контуре высокого давления отделить от магистрали полость над плунжером ТНВД. Кроме того, после впрыскивания клапан разгружает магистраль путем снижения давления до определенного статического уровня, что позволяет быстро и эффективно запереть распылитель форсунки и предотвратить нежелательный подвпрыск топлива в камеру сгорания.
В процессе нагнетания запирающий конус 3 нагнетательного клапана (рис. «Нагнетательный клапан») поднимается с седла 4 в направляющей втулке 5 под действием увеличивающегося давления топлива, которое подается через корпус 1 клапана в магистраль высокого давления. Как только регулирующая кромка плунжера ТНВД, управляя процессом впрыскивания, открывает перепускной канал, давление в магистрали надает, при этом возвратная пружина 2 перемещает конус клапана в исходное положение, прижав его обратно к седлу. Таким образом, полость над плунжером ТНВД и магистраль высокого давления оказываются разделенными до следующего цикла нагнетания.
рис. «Нагнетательный клапан» а — закрытое положение; Ь — положение нагнетания. 1. Корпус клапана; 2. Возвратная пружина; 3. Запирающий конус клапана; 4. Седло конуса; 5. Направляющая втулка клапана. |
рис. «Запирающий конус клапана с разгрузочным пояском» а — без дополнительной лыски на разгрузочном пояске; b — с дополнительной лыской. 1. Седло клапана; 2. Разгрузочный поясок; 3. Кольцевая канавка; 4. Стержень клапана; 5. Продольный паз; 6. Дополнительная лыска. |
Нагнетательный клапан постоянного объема без перепускного дросселя. В нагнетательном клапане постоянного объема часть его стержня выполнена в виде разгрузочного пояска 2 (рис. «Запирающий конус клапана с разгрузочным пояском»), который входит в направляющую втулку с минимальным зазором. При очередном цикле подачи топлива разгрузочный поясок вместе с конусом клапана приподнимается над направляющей втулкой, открывая топливу свободный доступ в магистраль, ведущую к форсункам. Когда под действием возвратной пружины клапан занимает исходное положение, разгрузочный поясок вместе с конусом отсекает полость над плунжером ТНВД от магистрали высокого давления.
Чтобы обеспечить более равномерный процесс подачи топлива, в особых случаях предусматривается выравнивающий элемент клапана. Он представляет собой дополнительную лыску 6 на разгрузочном пояске. С ее помощью выравнивается давление по обе стороны разгрузочного пояска.
Нагнетательный клапан постоянного объема с перепускным дросселем
Клапан постоянного объема с перепускным дросселем может использоваться вместо клапана постоянного объема с запирающим конусом с разгрузочным пояском. Задача перепускного дросселя — демпфировать и делать безвредными обратные волны давления топлива, которые возникают при закрытии распылителя форсунки. Благодаря этому уменьшаются или совсем предотвращаются износ распылителя и кавитация топлива в полости над плунжером ТНВД, а также нежелательные подвпрыски топлива в цилиндр.
Перепускной дроссель составляет одно целое с верхней частью пластины клапана (рис. «Нагнетательный клапан постоянного объема с обратным дросселем»), т. е. располагается между клапаном постоянного объема и магистралью высокого давления. Пластина клапана 4 имеет определяемое условиями эксплуатации калиброванное отверстие (дроссель) 3, размеры которого таковы, что, с одной стороны, обеспечивают желаемое дросселирование, а с другой — уменьшают колебания обратных волн топлива. В сторону нагнетания клапан открывается и не обеспечивает в этом направлении никакого дросселирования. Клапан, рассчитанный на давление до 800 бар, имеет цилиндрическую форму, для больших величин давлений — форму направляющего конуса.
ТНВД, оснащенные клапаном с перепускным дросселем являются «открытыми» системами, т. е. при ходе нагрузки и разгрузки давление в магистрали соответствует давлению в полости подачи и составляет минимум 3 бара.
рис. «Нагнетательный клапан постоянного объема с обратным дросселем» 1. Корпус клапана; 2. Возвратная пружина; 3. Перепускной дроссель; 4. Пластина клапана; 5. Основание нагнета-тельного клапана; 6. Пружина нагнетательного клапана. | рис. «Клапан постоянного давления» 1. Основание нагнета тельного клапана; 2. Запирающий конус нагнетательного клапана; 3. Возвратная пружина нагнетательного клапана; 4. Профилированная вставка; 5. Возвратная пружина клапана постоянного давления; 6. Тарелка пружины клапана постоянного давления; 7. Шарим; 8. Перепускной дроссель. |
Клапан постоянного давления
Клапан постоянного давления применяется в ТНВД при высоких давлениях впрыскивания (рис. «Клапан постоянного давления»). Он состоит из элементов нагнетательного клапана (поз. 1,2,3) и встроенного в его конус 2 клапана постоянного давления (поз. 4,5,6,7,8). Задача всей системы состоит в поддержании по возможности постоянного давления в магистрали между впрыскиваниями при любых рабочих условиях. Наличие клапана постоянного давления приводит к уменьшению кавитации, улучшению гидравлической стабильности потока и связанной с этим точности впрыскивания.
При ходе нагнетания клапан действует как обычный нагнетательный клапан. В конце нагнетания шарик 7 под действием обратных волн давления топлива открывает магистраль и система действует как нагнетательный клапан с перепускным дросселем. При снятии давления возвратная пружина 5 закрывает клапан и высокое давление в магистрали остается постоянным.
Для надежной работы клапана постоянного давления необходима повышенная точность его установки. Такой клапан поставляется для ТНВД с высоким давлением (начиная с 800 бар) и для малых быстроходных дизелей с непосредственным впрыском топлива.