Никакие другие конструкции ТНВД не используются так многосторонне, как рядные ТНВД — «классика» техники впрыскивания дизельного топлива. Эти ТНВД постоянно совершенствовались и приспосабливались к соответствующим областям применения, поэтому их многочисленные варианты используют и сегодня. Особые преимущества рядных ТНВД — надежность и удобство обслуживания.
Области применения рядных ТНВД
Система впрыска снабжает дизель топливом. С этой целью ТНВД создает необходимое для впрыскивания давление и обеспечивает подачу необходимого количества топлива, которое нагнетается через магистраль высокого давления к форсункам и впрыскивается в цилиндры двигателя. Процессы сгорания в дизеле решающим образом зависят от того, в каком количестве и каким способом топливо подается в камеру сгорания. Самыми важными критериями при этом являются:
- Момент начала и продолжительность впрыскивания топлива;
- Распределение топлива в камере сгорания;
- Момент начала сгорания;
- Закон впрыскивания топлива по углу поворота коленчатого вала;
- Общее количество подведенного топлива в соответствии с желаемой мощностью двигателя.
Рядные ТНВД во всем мире применяются на двигателях средних и тяжелых грузовых автомобилей, а также на соответствующих судовых и стационарных агрегатах. Их управление производится либо механическим регулятором частоты вращения коленчатого вала и муфтой опережения впрыскивания, либо электронным исполнительным механизмом (табл. 1, с. 87).
В отличие от всех других конструкций ТНВД рядный ТНВД смазывается моторным маслом от системы смазки двигателя. Поэтому он может работать на топливе низкого качества.
Стандартный рядный ТНВД
Ныне изготавливаемый ряд стандартных рядных ТНВД охватывает многочисленные исполнения (табл. 1, с. 87). Их применяют для дизелей с числом цилиндров от 2 до 12 с диапазоном мощности от 10 до 200 кВт на цилиндр (см. также табл. 1 в разд. «Обзор систем впрыска», с. 68). Рядные ТНВД применяются как для двигателей с непосредственным впрыском, так и для дизелей с разделенными камерами сгорания.
В зависимости от давления и продолжительности впрыскивания, а также от величины цикловой подачи топлива существуют следующие модели рядных ТНВД:
- М (4…6 цилиндров, давление впрыскивания — до 550 бар);
- А (2… 12 цилиндров, до 750 бар);
- P3000 (4… 12 цилиндров, до 950 бар);
- Р7100 (4… 12 цилиндров, до 1200 бар);
- Р8000 (6… 12 цилиндров, до 1300 бар);
- Р8500 (4…12 цилиндров, до 1300бар);
- R (4…12 цилиндров, до 1150 бар);
- Р10 (6… 12 цилиндров, до 1200 бар);
- ZW(М) (4… 1Zцилиндров, до 950 бар);
- Р9 (6… 12 цилиндров, до 1200 бар);
- CW (6…10 цилиндров, до 1000 бар).
На грузовых автомобилях преимущественно используется ТНВД серии Р.
Рядный ТНВД с дополнительной втулкой
К рядным ТНВД относится также насос серии Н с дополнительной втулкой, в котором может регулироваться, кроме количества подаваемого топлива, также момент начала его подачи. ТНВД серии Н управляется при помощи электронного регулятора серии RE, который имеет два исполнительных механизма. Эта система позволяет регулировать момент начала впрыскивания и подачу топлива с помощью двух реек, что делает излишним автоматическую муфту опережения впрыскивания. Существуют следующие модели:
- Н1 (6…8 цилиндров, до 1300 бар);
- Н 1000 (5…8 цилиндров, до 1350 бар).
Конструкция рядных ТНВД
Наряду с рядным ТНВД система впрыска дизельного топлива (рис. «Система впрыска топлива с электронным управлением рядным ТНВД с дополнительной втулкой» и «Система впрыска со стандартным рядным ТНВД и механическим регулятором частоты вращения коленчатого вала») содержит:
- Топливоподкачивающий насос для подачи топлива из бака через систему фильтров к ТНВД;
- Механическую или электронную систему регулирования частоты вращения коленчатого вала и количества впрыскиваемого топлива;
- Механизм изменения угла опережения впрыскивания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала (дополнительное оборудование);
- Соответствующее числу цилиндров количество магистралей высокого давления;
- Соответствующее числу цилиндров количество форсунок.
Для безупречной работы дизеля все узлы системы впрыска должны быть согласованы друг с другом.
Регулирование рядных ТНВД
Соответствие режима работы двигателя условиям эксплуатации обеспечивает ТНВД регулятор, который воздействует на рейку ТНВД. Крутящий момент двигателя примерно пропорционален количеству топлива, впрыснутого за один ход поршня, т.е. цикловой подаче.
Механический регулятор
Механический регулятор для рядных ТНВД называется также центробежным. Он связан системой тяг и регулируемым рычагом с педалью газа. На выходе регулятор приводит в действие рейку насоса. От регулятора, в зависимости от области его применения, требуются различные поля характеристик:
- Предельный регулятор модели RQограничивает максимальную частоту вращения коленчатого вала;
- Двухрежимные регуляторы моделей RQи RQU, кроме максимальной частоты вращения коленчатого вала, поддерживают также частоту холостого хода;
- Всережимные регуляторы моделей RQV, RQUV, RQV.K, RSV, RSUVдополнительно регулируют частоту вращения коленчатого вала в диапазоне между максимальной и частотой холостого хода.
Устройство установки угла опережения впрыскивания топлива
Устройство установки угла опережения впрыскивания топлива стандартного рядного ТНВД служит для управления моментом начала подачи и для компенсации времени прохождения волны давления черед магистраль высокого давления. Устройство способно изменять угол опережения впрыскивания, меняя его с ростом частоты вращения коленчатого вала на более ранний. В особых случаях предусмотрено изменение угла опережения впрыскивания в зависимости от нагрузки на двигатель. Поскольку на дизеле нет дросселирования воздуха во впускном тракте, управление нагрузкой и частотой вращения коленчатого вала дизеля осуществляется регулированием величины подачи топлива.
Электронный регулятор
При применении электронного регулятора на педали газа размещается датчик, который связан с электронным блоком управления. Датчик определяет положение педали, и, с учетом реальной частоты вращения коленчатого вала, задает исполнительному механизму параметры определенного положения рейки ТНВД.
Электронный регулятор выполняет существенно более обширные задачи, чем механический. Благодаря использованию электрических сигналов, гибкой электронной обработки данных и контуров регулирования с электрическими исполнительными механизмами электронный регулятор позволяет осуществлять расширенную оценку влияющих факторов, которые не могли учитываться при использовании механического регулятора.
Электронное регулирование работы дизеля допускает также обмен данных с другими электронными устройствами (например, противобуксовочной системой, электронным управлением коробкой передач и т. д.) и интеграцию в бортовую систему управления автомобилем.
Регулирование работы дизеля точной дозировкой топлива с помощью электронных устройств снижает уровень эмиссии отработавших газов.