Задающий генератор является самым важным датчиком системы. Пока на блок электронного управления (БЭУ) не поступят импульсы задающего генератора, ни топливная система, ни система зажигания, ни система впрыска топлива работать не будут. Вот о том, как происходит проверка задающих генераторов, мы и поговорим в этой статье.
При неисправности задающего генератора двигатель либо невозможно запустить, либо он будет работать с перебоями. При этом штатная работа систем зажигания и впрыска топлива невозможна.
Некоторые современные системы могут при отказе задавшего генератора использовать для управления впрыском и зажиганием сигнал датчика идентификации цилиндра или положения распределительного вала, но это будет означать переход в режим ограниченной управляемости (limp home «хромай домой»).
Некоторые системы генерируют код неисправности, если зажигание включено, а двигатель не запускается (типичные представители — Vauxhall, Volkswagen, Audi). Если после этого двигатель удалось успешно запустить, код неисправности удаляется из памяти автоматически.
До начала тестирования любого элемента системы следует выполнить следующие проверки. Осмотрите разъем элемента на наличие повреждений и коррозии. Убедитесь, что штырьки разъема полностью входят в гнезда и имеют с ними хороший контакт.
Описанные ниже процедуры носят рекомендательный характер. При их выполнении следует также руководствоваться схемами электрооборудования и значениями напряжений, указанными в технических данных на конкретный автомобиль.
Индукционный генератор (датчик угла поворота коленчатого вала)
Снимите датчик с блока цилиндров и осмотрите его наконечник на наличие повреждений и коррозии.
Измерьте сопротивление катушки датчика (см. рис. «Измерение сопротивления катушки датчика» ) и сопоставьте полученный результат с техническими данными автомобиля. Обычно сопротивление катушки лежит в пределах от 200 до 1500 Ом. Стоит иметь ввиду, что если сопротивление и лежите указанных пределах, то это еще не означает, что датчик генерирует управлявший сигнал с нужными параметрами.
Проверьте сигнал датчика (см. рис. «Измерение выходного напряжения датчика вольтметром» ):
- Качество сигнала лучше всего проверять с помощью осциллоскопа. Амплитудное значение напряжения должно быть не ниже 4-5 В, пики должны быть примерно одного уровня. Значительное различие в высоте пиков свидетельствует о повреждении или неправильной установке датчика.
- Разъедините разъем датчика или БЭУ.
- Переключите вольтметр в режим переменного напряжения и подключите его щупы к двум штырькам, ведущим к обмотке датчика (если есть третий провод, то это экран).
- Вращайте двигатель стартером — минимальное среднее квадратичное значение напряжения должно быть не меньше 0,7 В, однако некоторые датчики могут давать напряжение до 1,4 В.
Показания вольтметра свидетельствуют только о том, что датчик генерирует сигнал. Однако он показывает только среднее значение напряжения и никак не характеризует форму сигналов.
В некоторых системах датчик экранирован. Для проверки экранировки выполните следующие действия:
- Найдите разъем проводов от датчика или разъедините разъем БЭУ.
- К одному из контактов, ведущих к датчику, подключите щуп омметра.
- Второй щуп омметра подключите к контакту, соединенному с экраном. Сопротивление должно быть бесконечным.
- Переместите щуп с экрана на массу. Сопротивление должно остаться бесконечным.
В некоторых системах экран присоединен к проводу, который заземляется через БЭУ. В таких системах описанный выше тест должен показать конечное сопротивление, а не бесконечность. Уточните способ подключения проводов датчика по схеме.
Описанные выше тесты применимы также для датчиков тахометра, положения ВМТ и индукционного датчика, расположенного в распределителе зажигания.
Генератор Холла
Быстрая проверка (при отсутствии искры)
В большинстве систем генератор Холла расположен в корпусе распределителя зажигания. Тем не менее, в некоторых системах автомобилей VW и Audi генератор может быть размещен на маховике.
Отсоедините центральный высоковольтный провод от крышки распределителя и подключите его через разрядник к массе двигателя.
Разъедините разъем генератора Холла на корпусе распределителя.
Найдите в разъеме контакты подвода питания, выхода сигнала и соединения с массой.
Замкните на короткое время штырьки (0) и (-) вилки разъема.
Если между разрядником и корпусом двигателя проскочила искра, значит катушка зажигания и усилитель исправны. Может быть неисправен генератор Холла.
Тестирование генератора Холла
- Отогните резиновый чехол с задней стороны разъема генератора Холла.
- Подключите отрицательный провод вольтметра или прибора для измерения угла замкнутого состояния к массе двигателя.
- Найдите в разъеме контакты подвода питания, выхода сигнала и соединения с массой.
- Подключите положительный провод вольтметра или прибора для измерения угла замкнутого состояния к сигнальному контакту разъема.
- Запустите двигатель и дайте ему работать на холостом ходу.
- Результаты измерения: среднее напряжение 7…8 В или 35% замкнутого состояния.
Нет ни напряжения сигнала, ни угла включенного состояния
- Заглушите двигатель и снимите крышку распределителя.
- При соединенном разъеме и включенном зажигании подсоедините положительный щуп вольтметра к сигнальному контакту разъема.
- Медленно проворачивайте вал двигателя. В момент прохода лопасти обтюратора через рабочий зазор напряжение на выходе должно меняться от нуля до 10…12 В.
Нет напряжения сигнала
- Разъедините разъем генератора Холла на корпусе распределителя.
- Подсоедините положительный щуп вольтметра к контакту 2 (0) вилки разъема. Напряжение должно быть в пределах 10…12 В.
- Если на контакт 2 от БЭУ не проходит напряжение, проверьте целость проводов. Проверьте наличие напряжения на разъеме БЗУ. Если и на БЗУ нет напряжения, проверьте все цепи питания и заземления БЭУ. Если питание подается, а напряжения на выходе БЭУ нет, значит возможна неисправность БЭУ.
- Проверьте наличие питания 10… 12 В на контакте 1 (+) разъема генератора Холла. Если нет питания, проверьте целость проводов между генератором и БЭУ.
- Проверьте надежность заземления контакта 3 (-) разъема генератора
- Если питание и заземление в порядке, неисправным может быть датчик Холла.
Оптический генератор (датчик угла поворота коленчатого вала)
- Оптический преобразователь часто используется в качестве задающего генератора на автомобилях Nissan и других дальневосточных производителей. Для проверки оптического датчика рекомендуется пользоваться осциллоскопом. Вместе с тем, убедиться в наличии сигнала можно с помощью вольтметра, частотомера, тахометра и прибора для измерения угла включенного состояния.
- Снимите крышку распределителя и осмотрите пластину ротора на наличие повреждений и эксцентриситета. При необходимости снимите распределитель с двигателя и вращайте вал. Вал распределителя с ротором должен вращаться легко, без биений и заеданий.
На рисунке стрелкой показан оптический преобразователь. Под преобразователем расположен диск ротора с двумя рядами прорезей. Большая прямоугольная прорезь соответствует положению поршня в цилиндре № 1.
Тестирование выходного сигнала оптического генератора
Разъемы датчика и БЭУ вовремя тестирования должны быть соединены. Ниже описаны типовые тесты, которые могут в деталях варьироваться в зависимости от конкретной схемы соединений.
Тестирование можно также выполнить, сняв распределитель с двигателя и проворачивая вал от руки при включенном зажигании.
Подключите прибор к контактам 1 (масса) и 4 (сигнал генератора) разъема датчика, или к соответствующим контактам разъема БЭУ.
Проверните или запустите двигатель.
На экране осциллоскопа должны быть видны высокочастотные импульсы прямоугольной формы с амплитудой 5 В. Уровень всех импульсов должен быть примерно одинаковым. Резкое отличие некоторых импульсов от уровня остальных может свидетельствовать о повреждении прорезей ротора
Цифровой вольтметр должен показать переключения напряжения между 0 и 5 В. Тахометр и частотомер должны показать наличие сигнала. Частота генератора должна быть выше частоты датчика ВМТ (см. ниже).
Если сигнал генератора неустойчив, слаб или прерывист, проверьте напряжение питания на контакте 2 и заземление контакта 1 разъема генератора. Проверьте также датчик на наличие повреждений, грязи или масла. Проверьте целость проводов от датчика к БЭУ.
Запустите двигатель и проверьте работу генератора на различных оборотах. Частота генератора должна соответствовать скорости вращения двигателя.
Тестирование выходного сигнала датчика ВМТ
В процессе тестирования разъемы датчика и БЭУ должны быть соединены.
Подключите измерительный прибор к контактам 1 (масса) и 3 (сигнал ВМТ) разъема датчика или к соответствующим контактам разъема БЗУ.
Проверните или запустите двигатель.
На экране осциллоскопа должны быть видны высокочастотные импульсы прямоугольной формы высотой 5 В. Уровень всех импульсов должен быть примерно одинаковым. Резкое отличие некоторых импульсов от уровня остальных может свидетельствовать о повреждении прорези ротора.
Цифровой вольтметр должен показать переключения напряжения между 0 и 5 В. Тахометр и частотомер должны показать наличие сигнала. Частота датчика ВМТ должна быть ниже частоты задающего генератора (см. выше).
Если сигнал датчика ВМТ неустойчив, слаб или прерывист, проверьте напряжение питания на контакте 2 и заземление контакта 1 разъема датчика. Проверьте также датчик на наличие повреждений, грязи или масла. Проверьте целость проводов от датчика к БЭУ.
Запустите двигатель и проверьте работу датчика на различных оборотах. Показания датчика должны соответствовать скорости вращения двигателя.
Проверка экранирования датчика
Сигнальные провода датчика угла поворота коленчатого вала экранированы от радиопомех. Найдите разъем датчика или разъедините разъем БЭУ. Один провод омметра подсоедините к сигнальному проводу (контакт 3), а второй к массе. Омметр должен показать бесконечность.
Первый провод омметра переключите на контакт 4 второго сигнального провода. Сопротивление и в этом случае должно быть бесконечным.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: