Подача топлива в бензиновый двигатель — это система устройств, обеспечивающих бесперебойное поступление топлива в цилиндры двигателя. Подача топлива в бензиновый двигатель находится в постоянной динамике и совершенствуется до настоящего времени. Вот о том, что представляет собой подача топлива в бензиновом двигателе, мы и поговорим в этой статье.
Подачи топлива с впрыском во впускной трубопровод
В бензиновых двигателях используются системы подачи топлива с впрыском во впускной трубопровод различной конфигурации, работающие при типичном значении давления 300 — 400 кПа (3-4 бар).
Система с возвратом топлива
Подача топлива и создание давления впрыска осуществляется электроприводным топливным насосом (см. рис. «Система подачи топлива с впрыском во впускной трубопровод с возвратом топлива в топливный бак» ). Топливо засасывается из топливного бака и, пройдя через топливный фильтр, по топливопроводу высокого давления поступает в смонтированную на двигателе топливную рампу. Из топливной рампы топливо подается к форсункам. Регулятор давления топлива, установленный на рампе, поддерживает постоянный перепад давления между топливными форсунками и впускным трубопроводом независимо от абсолютного давления во впускном трубопроводе, т.е. нагрузки двигателя.
Излишки топлива возвращаются в топливный бак по возвратной линии, подсоединенной к регулятору давления топлива. Избыточное топливо, нагретое в моторном отсеке, вызывает повышение температуры топлива в топливном баке. При этом увеличивается выделение паров топлива. В соответствии с требованиями к защите окружающей среды пары топлива собираются системой улавливания паров топлива. Далее они направляются в угольный фильтр для временного хранения до возврата во впускной трубопровод для сжигания в двигателе (см. «Система улавливания паров топлива»).
Система без возврата топлива
В такой системе подачи топлива регулятор давления располагается в топливном баке или вблизи него, что исключает необходимость в линии возврата топлива из двигателя в топливный бак.
Поскольку регулятор давления топлива, за счет места его установки, не связан с впускным трубопроводом, относительное давление впрыска не зависит от нагрузки двигателя. Это учитывается при вычислении продолжительности впрыска в блоке управления двигателем
В топливную рампу подается только такое количество топлива, которое подлежит впрыску. Излишнее топливо, подаваемое электроприводным топливным насосом, возвращается прямо в топливный бак, не проходя длинный путь через моторный отсек. Таким образом, нагрев топлива в топливном баке и, следовательно, выделение паров топлива значительно ниже, чем в системах с возвратом топлива.
В связи с этими преимуществами в настоящее время в основном используются системы подачи без возврата топлива.
Подача топлива без возврата топлива с регулированием по потребности
В системе подачи топлива с регулированием по потребности топливный насос подает только количество топлива, требуемое в данный момент времени для двигателя и необходимое для создания требуемого давления. Регулирование давления топлива осуществляется блоком управления двигателем в режиме замкнутого регулирования. Текущее давление топлива регистрируется датчиком низкого давления (см. рис. «Система подачи топлива с впрыском во впускной трубопровод с регулированием по потребности» ). Это исключает необходимость в регуляторе давления топлива. Регулирование объемного расхода топлива осуществляется посредством изменения напряжения питания топливного насоса, осуществляемого специальным модулем в блоке управления двигателем.
Система снабжена предохранительным клапаном, предотвращающим чрезмерное повышение давления даже после отсечки подачи топлива или выключения двигателя.
Регулирование по потребности позволяет избежать подачи избыточного топлива и, следовательно, свести к минимуму требуемую производительность топливного насоса. Это дает снижение расхода топлива по сравнению с системами с неуправляемым электроприводным топливным насосом. Применение таких систем позволяет в еще большей степени снизить температуру топлива в топливном баке.
Еще одно преимущество системы регулированием по потребности заключается в возможности регулирования давления топлива. С одной стороны, давление может быть увеличено во время пуска горячего двигателя во избежание образования пузырьков паров топлива. С другой стороны, прежде всего, на двигателях с наддувом появляется возможность впрыска как очень больших, так и очень малых количеств топлива, повышая давление топлива при полной нагрузке и снижая его при низкой нагрузке двигателя.
Кроме того, измерение давления топлива в такой системе дает дополнительные возможности диагностики по сравнению с другими системами. За счет учета текущего давления топлива при вычислении продолжительности впрыска обеспечивается более точное дозирование топлива.
Подача топлива прямым впрыском топлива
По сравнению с системами с впрыском топлива во впускной трубопровод при прямом впрыске имеется только ограниченное временное окно для впрыска топлива прямо в камеру сгорания. Поэтому здесь более важен процесс смесеобразования, и давление впрыска должно быть до 50 раз больше по сравнению с системами с впрыском топлива во впускной трубопровод. Топливная система подразделяется на контур низкого давления и контур высокого давления.
Система подачи топлива низкого давления
В системах прямого впрыска топлива для бензиновых двигателей система низкого давления служит для питания топливом системы высокого давления с использованием тех же компонентов, что и в системах с впрыском топлива во впускной трубопровод. Вследствие высоких температур в насосе высокого давления в условиях пуска горячего двигателя и работы двигателя при высоких температурах наружного воздуха для предотвращения образования пузырьков газа в топливе требуется более высокое предварительное давление (давление на впуске). Отсюда вытекает целесообразность использования систем с регулируемым низким давлением. Эти системы обеспечивают давление на впуске, оптимальное для любого рабочего состояния двигателя; давление на впуске обычно регулируется в диапазоне 300 — 600 кПа (3-6 бар).
Система подачи топлива высокого давления
В системах высокого давления в основном используются регулируемые насосы высокого давления или насосы высокого давления с постоянной подачей. Система включает топливный распределитель (топливную рампу высокого давления) с топливными форсунками высокого давления и датчик высокого давления (см рис. ниже) Для системы с постоянной подачей топлива также требуется отдельный клапан регулирования давления.
Требуемое давление устанавливается в соответствии с сигналом давления, измеряемым системой управления двигателя и обрабатываемым программой регулирования высокого давления. В зависимости от рабочей точки двигателя в системах с непрерывной подачей топлива давление регулируется в диапазоне от 5 до 11 МПа (50 — 110 бар), а в системах с регулированием давления по потребности — до 20 МПа (200 бар). Сигнал датчика давления используется для вычисления продолжительности впрыска топлива и для диагностики топливной системы.
Непрерывная подача топлива
Насос высокого давления, приводимый во вращение распределительным валом двигателя, обычно представляет собой трехцилиндровый радиально-поршневой насос (см. «Насосы высокого давления для систем прямого впрыска топлива» ), который нагнетает топливе в топливную рампу, преодолевая давление в системе (см. рис. «Система прямого впрыска топлива для бензиновых двигателей с непрерывной подачей топлива» ). Величина подачи топлива насоса не регулируется. Давление излишнего топлива не требуемого для впрыска, или поддержания давления, сбрасывается клапаном регулирования давления. После этого топливо возвращается в контур низкого давления. С этой целью блок управления двигателем управляет клапаном регулирования давления таким образом, чтобы получить давление впрыска, требуемое для данного режима работы. Клапан регулирования давления также служит в качестве клапана ограничения давления.
В системах с непрерывной подачей топлива в большинстве рабочих точек двигателя в систему высокого давления подается значительно больше топлива, чем требуется двигателю. Это приводит к потерям энергии и, следовательно, к более высокому расходу топлива по сравнения с системами с регулированием по потребности. Кроме того, излишнее топливо, сбрасываемое через клапан регулирования давления, способствует повышению температуры в топливной системе. По этой причине в современных двигателях с прямым впрыском топлива применяются только системы высокого давления с регулированием по потребности.
Система подачи топлива с регулированием по потребности
В системе с регулированием по потребности топливный насос высокого давления, обычно одноцилиндровый радиально-поршневой насос (см. «Насосы высокого давления для систем прямого впрыска топлива» ), подает топливо в топливную рампу только в количестве, фактически необходимом для впрыска и обеспечения требуемого давления. Насос обычно приводится в действие распределительным валом (однопоршневые насосы приводятся в действие специальными кулачками, приводящими в движение плунжер насоса). Подача топлива регулируется встроенным в насос высокого давления регулировочным клапаном. (см.рис. «Система прямого впрыска топлива для бензиновых двигателей с регулированием подачи топлива по потребности» ). Блок управления двигателем управляет этим клапаном с высокой точностью, что обеспечивает подачу топлива в количестве, требуемом для создания необходимого для данного режима работы двигателя давления в топливной рампе.
В целях обеспечения безопасности контур высокого давления включает предохранительный клапан, обычно встраиваемый в насос высокого давления. В случае превышения давлением допустимого уровня топливо возвращается через клапан ограничения давления в контур низкого давления.
Система улавливания паров топлива
Система улавливания паров топлива требуется для автомобилей с двигателями с искровым зажиганием (SI). Ее назначением является улавливание и сбор паров топлива из топливного бака в целях соблюдения требований законодательства в отношении предельно допустимого выделения паров топлива. Следует отметить, что интенсивность испарения топлива возрастает при повышении его температуры. Повышение температуры топлива может вызываться высокой температурой наружного воздуха, нагревом топливного насоса, встроенного в топливный бак или, в зависимости от системы подачи топлива, возвратом в топливный бак топлива, нагретого в двигателе. Выделение паров топлива также усиливается при понижении атмосферного давления или вовремя движения на подъем.
Система улавливания паров топлива включает угольный фильтр, к которому присоединен шланг вентиляции топливного бака, а также регенерационного клапана, подсоединенного к угольному фильтру и впускному трубопроводу (см. рис. «Система улавливания паров топлива» ). Активированный уголь поглощает пары топлива и позволяет выходить в атмосферу только воздуху. Вследствие разрежения во впускном трубопроводе свежий воздух прогоняется через угольный фильтр, когда во время движения автомобиля продувочный клапан открывает линию, соединяющую угольный фильтр с впускным трубопроводом. Свежий воздух захватывает поглощенное фильтром топливо и уносит его в двигатель для сжигания. Этот процесс известен под названием продувки угольного фильтра.
Регулирование объемного расхода продувочного воздуха осуществляется блоком управления двигателем в зависимости от режима работы двигателя. Чтобы угольный фильтр всегда был способен поглощать пары топлива, активированный уголь необходимо регулярно регенерировать. В системах с прямым впрыском топлива из-за небольшой разности атмосферного давления и давления во впускном трубопроводе при работе в режиме послойного распределения заряда топлива, для продувки необходимо перейти в режим работы на гомогенной смеси.