Границы использования рядных ТНВД для дизелей по мощности — 10…200 кВт на цилиндр. Различные модификации ТНВД позволяют обеспечить этот широкий диапазон мощностей.
Все модели ТНВД составляют конструктивные ряды, которые частично перекрывают диапазоны их мощностного использования. Большими сериями выпускаются ТНВД моделей А, М, MW и Р (рис. «Сравнение размеров рядных ТНВД (в разрезе)»).
В серии стандартных рядных ТНВД различаются две конструктивные группы:
- Открытая конструкция с боковой крышкой (модели М и А);
- Закрытая конструкция, в которой плунжерные пары устанавливаются сверху (модели MWи Р).
Для получения еще больших значений цилиндровой мощности используются модели Р10, ZW, Р9 и CW.
Существуют два вида направления подачи топлива к плунжерным парам (рис. «Варианты направлений подачи топлива к плунжерным парам»). При продольном направлении подачи (а) топливо протекает последовательно через все плунжерные пары.
При поперечном направлении подачи (Ь) все плунжерные пары питаются параллельно от одного канала. Этим уменьшается чувствительность плунжерных пар к их расположению в картере ТНВД, улучшается равномерность их работы, а также уравнивается величина подачи топлива.
Рядные ТНВД модели М
Рядные ТНВД модели М (рис. «Рядный ТНВД модели М (внешний вид)» и «Рядный ТНВД модели М (разрез)») — наименьшие по размерам в серии РЕ. Их картер, отлитый из алюминиевого сплава, крепится к двигателю через фланец.
ТНВД модели М — открытого типа, имеет боковую и нижнюю крышки. Максимальное давление нагнетания для данного ТНВД доходит до 400 бар.
После снятия боковой крышки можно отрегулировать величину и равномерность цикловых подач по отдельным секциям.
Индивидуальная цикловая подача устанавливается при этом последовательной регулировкой положения подвижных зажимов 5 (рис. «Рядный ТНВД модели М (разрез)») на рейке 4 ТНВД.
При эксплуатации необходимые границы величины подачи топлива определяются положением рейки внутри конструктивно изолированного объема.
Рейка в ТНВД модели М изготовлена из стального прутка с лыской. На рейке фиксируются подвижные зажимы с канавками.
По каждой канавке ходит палец поводка 3, жестко закрепленного на регулирующей втулке плунжера ТНВД. Такой конструктивный принцип носит название рычажного регулирования.
Плунжеры располагаются непосредственно над роликовым толкателем о. Начальное положение плунжера определяется подбором диаметра ролика.
ТНВД модели М изготавливаются для четырех-, пяти- и шестицилиндровых двигателей, работающих только на дизельном топливе.
Рядные ТНВД модели А
Рядные ТНВД модели А (рис. «Рядный ТНВД модели A (внешний вид)» и 6) по своей производительности близки к модели М. Картер ТНВД модели А, также изготовлен из легкого сплава и может крепиться к дизелю через фланец или площадку в виде ванны.
Модель А представляет собой ТНВД открытого типа, где гильза 2 плунжера (рис. 6) запрессовывается сверху в алюминиевый картер. Вплотную к гильзе плунжера примыкает корпус нагнетательного клапана 1.
Величина давления запрессовки намного больше, чем величина гидравлического давления топлива. Максимальное давление нагнетания, развиваемое ТНВД этой серии, ограничивается величиной 600 бар.
Модель А для начальной регулировки имеет регулировочные винты, каждый из которых ввернут в тело роликового толкателя и фиксируется контргайкой 7.
Другим отличием от модели М является управление плунжерами с помощью зубчатой рейки 4, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатыми секторами, каждый из которых крепится на регулирующей втулке плунжера.
Отпуская стопорный ВИНТ и поворачивая сектор относительно регулирующей втулки, можно добиться равномерности подачи топлива по отдельным секциям ТНВД.
Все регулировочные работы могут проводиться только при остановленном двигателе и при открытом картере ТНВД.
Для этого последний имеет сбоку крышку пружинной полости, которая может сниматься, как и у насосов модели М.
ТНВД модели А могут насчитывать до двенадцати секций и работать с различными вилами топлив.
Рядные ТНВД модели MW
Для дизелей большой мощности разработаны рядные ТНВД модели MW (рис. «Рядный ТНВД модели MW (внешний вид)» и «Рядный ТНВД модели MW (разрез)») закрытого типа, с максимальным давлением нагнетания до 900 бар, с картером из легкого сплава.
Они крепятся к двигателю через фланец или с помощью подставок различной формы.
Существенное отличие модели MW от рассмотренных выше ТНВД состоит, главным образом, в том, что плунжерные пары крепятся винтами снаружи картера.
При этом корпус нагнетательного клапана 2 (рис. «Рядный ТНВД модели MW (разрез)») ввернут в удлиненную сверху гильзу 3 плунжера. Шайбы или пластины различной толщины, установленные между картером ТНВД и плунжерной парой, позволяют регулировать начальное положение плунжера.
Регулировка равномерности подачи между секциями производится снаружи путем поворота плунжерной пары. Для этого фланец 1 имеет продольные отверстия. Положение плунжера при этом остается неизменным.
ТНВД модели MVV изготавливаются в различных вариантах для двигателей с числом цилиндров до восьми включительно. Они используются только для работы на дизельном топливе, и их модернизация не планируется.
Рядные ТНВД модели Р
Кроме модели MW, для дизелей большой мощности предназначены также рядные ТНВД модели Р (рис. «Рядный ТНВД модели Р (внешний вид)» и «Рядный ТНВД модели Р (разрез)»). Как и в предыдущем случае, они имеют закрытое исполнение и соединяются с двигателем через фланец или днище. ТНВД этого типа рассчитаны на давление нагнетания до 850 бар.
Для обеспечения работоспособности при столь высоком давлении плунжерная пара закреплена сверху в упорной втулке 3 с фланцем (рис. «Рядный ТНВД модели Р (разрез)»), в которой предусмотрена резьба под корпус нагнетательного клапана.
При такой конструкции установки плунжерной пары усилие уплотнения не передает нагрузку на корпус ТНВД. Установка начального положения плунжера аналогична предыдущей серии.
Рядные ТНВД с незначительными давлениями впрыскивания работают при продольном направлении подачи топлива к плунжерным парам. В серии насосов Р8000, которые обеспечивают давление нагнетания до 1150 бар, этот вид подачи топлива способен привести к значительному перепаду температур (до 40°С) топлива между первыми и последними плунжерными парами, в результате чего цикловая неравномерность по секциям могла бы недопустимо возрасти. По этой причине указанные ТНВД снабжаются топливом по поперечной схеме подачи к плунжерам. В результате для всех плунжерных пар обеспечены примерно одинаковые температурные условия работы. ТНВД модели Р выпускаются в различных исполнениях для двигателей, имеющих до двенадцати цилиндров включительно, и предназначены для работы на разных видах топлива.
Рядные ТНВД модели Р10
Рядные ТНВД модели Р10 — самые маленькие в описываемой далее серии насосов высокого давления для дизелей большой мощности, которые предназначены для стационарных силовых агрегатов, внедорожной строительной и сельскохозяйственной техники, специальных автомобилей, тепловозов и судов. Крепление ТНВД модели Р10 на двигателе осуществляется с помощью нижней плиты. Величина давления впрыскивания составляет до 1200 бар.
В закрытый картер 13 из легкого металла (рис. Рядные ТНВД модели Р10 (разрез)) сверху устанавливаются плунжерные пары с фланцами.
Они состоят из гильзы 5 плунжера, клапана 1 постоянного давления и собственно плунжера 12. Шпильками 3 и гайками они удерживаются на своем месте. Прямо в гильзу плунжера встроены стопорные болты 4 для защиты от нагрузки, которая могла бы привести к повреждениям картера от воздействия энергоемкой струн топлива в конце нагнетания.
На регулирующей втулке 8 плунжера ТНВД находятся два рычага с узкими цилиндрическими концевыми элементами, которые входят в соответствующие шлицы рейки 6 ТНВД. Для регулировки равномерности подачи предусмотрены продольные отверстия на фланце гильзы плунжера, которая, таким образом, перед закреплением поворачивается в нужную сторону на соответствующий угол.
Установка начального положения плунжера производится регулировочными шайбами 2, расположенными между фланцем плунжерной пары и картером ТНВД. Для упрощения регулировки эти шайбы выполнены так, что при монтаже могут устанавливаться сбоку.
Для извлечения роликового толкателя 10 при обслуживании ТНВД сначала демонтируется гильза плунжера. Вслед за этим, после снятия распорного кольца 11, снимается тарелка 7, находящаяся над возвратной пружиной 9 плунжера. Все эти детали вынимаются вверх из картера ТНВД.
Для установки этих деталей обратно пружина плунжера прижимается тарелкой, после чего распорное кольцо с помощью специального приспособления устанавливается в исходное положение.
Кулачковый вал 14 привода плунжеров установлен в картере ТНВД на роликовых подшипниках, а также на одном или двух подшипниках скольжения, расположенных в промежуточных опорах.
ТНВД модели Р10 подключается к системе смазки двигателя. Жиклер в подводящем масляном канале ограничивает количество подводимой смазки. Впускные полости отдельных секций связаны друг с другом и прокачиваются топливом в продольном направлении.
Топливоподкачивающий насос в большинстве случаев представляет собой электро-помпу или шестеренный насос с приводом от дизеля. Этот насос для лучшего наполнения, а также для охлаждения ТНВД подает в несколько раз больше топлива, чем это необходимо исходя из потребностей системы впрыска. ТНВД модели Р10 используются на шести-, восьми- и двенадцати цилиндровых двигателях, работающих на дизельном топливе. Существует также специальная многотопливная версия.
Рядные ТНВД модели Р9
Конструктивно модели Р10 и Р9 идентичны, но последняя несколько больше по размерам и занимает промежуточное положение имеет закрытый картер из легкого сплава. Давление на стороне форсунки ограничивается величиной порядка 1200 бар. Установка на двигателе осуществляется с помощью площадки в виде ванны. Изготавливаются версии, рассчитанные на шести-, восьми- и двенадцати цилиндровые двигатели. Управление величиной цикловой подачи ТНВД происходит с помощью гидравлического или электромеханического регулятора между версиями ZW и CW.
ТНВД модели Р9 имеет закрытый картер из легкого сплава. Давление на стороне форсунки ограничивается величиной порядка 1200 бар. Установка на двигателе осуществляется с помощью площадки в виде ванны. Изготавливаются версии, рассчитанные на шести-, восьми- и двенадцати-цилиндровые двигатели. Управление величиной цикловой подачи ТНВД происходит с помощью гидравлического или электромеханического регулятора, поставляемого изготовителем двигателей.
Рядные ТНВД модели ZW
Рядные ТНВД модели ZW (рис. «Рядный ТНВД модели ZW (внешний вид)») имеют открытый легко плавный картер и крепятся на двигателе с помощью аналогичной площадки в виде ванны.
Давление на стороне форсунки ограничено величиной 950 бар. Корпус 1 (рис. «Рядный ТНВД модели ZW (разрез)») клапана постоянного давления, который ввернут в картер 18, обеспечивает уплотнение между клапаном и гильзой 2 плунжера. Болт 14 фиксирует гильзу плунжера в необходимом положении.
Каленые стопорные болты 3, расположенные в картере по два напротив друг друга, встроены в гильзу плунжера для предохранения ее от вертикального перемещения и защиты картера от поломки из-за воздействия энергоемкой струи топлива в конце нагнетания.
Управление цикловой подачей производится через зубчатую рейку 4 ТНВД. Она управляет зубчатыми секторами, каждый из которых насажен на регулирующую втулку 6 плунжера ТНВД.
Для настройки равномерности цикловой подачи по секциям зубчатый сектор можно повернуть относительно регулирующей втулки. Для этого необходимо ослабить стопорные винты и вновь зафиксировать их после выполнения регулировки.
Установка начального положения плунжера происходит подбором размера пятки толкателя или регулировкой винта в роликовом толкателе. Для демонтажа кулачкового вала 11 нужно зафиксировать роликовые толкатели в верхнем положении с помощью вспомогательных винтов 17. Кулачковый вал работает в роликовых подшипниках.
При многоцилиндровом исполнении используются также один или два подшипника скольжения в промежуточных опорах.
Топливоподкачивающий насос может располагаться либо в картере ТНВД, либо отдельно, и оснащаться механическим или электрическим приводом. Смазка ТНВД производится подачей масла из системы смазки двигателя.
ТНВД модели ZW имеют от четырех до двенадцати секций и предназначены для работы на дизельном топливе. ТНВД версии ZWM рассчитаны на многотопливный режим эксплуатации.
Рядные ТНВД модели CW
Эта модель завершает перечень рядных ТНВД. Характерной областью применения модели CW являются тяжелые и относительно тихоходные судовые двигатели и дизели для тяжелой внедорожной или армейской техники с номинальной частотой вращения коленчатого вала до 1800 мин-1 и цилиндровой мощностью до 200 кВт.
Уже для шестицилиндровых двигателей эти ТНВД имеют картер из серого чугуна массой порядка 100 кг, что соответствует массе двигателя для легкового автомобиля среднего класса.
Фиксация ТНВД модели CW на двигателе производится восемью болтами по нижней части картера.
Максимальное давление впрыскивания не превосходит 1000 бар. Возникающие усилия в гильзах плунжерных пар компенсируются затяжкой фланца каждой пары четырьмя мощными крепежными болтами 1 (рис. «Рядные ТНВД модели CW») на картере ТНВД, поскольку диаметр плунжера может достигать 20 мм.
Управление цикловой подачей производится с помощью зубчатой рейки. Регулировка равномерности подачи по секциям проводится через маленькие боковые окна в картере, закрываемые резьбовыми пробками 3. Для начальной установки плунжера используются пластины различной толщины, находящиеся между роликовым толкателем и плунжером.
Подача топлива к ТНВД осуществляется электро-помпой или шестеренным топливоподкачивающим насосом. Регулятор гидравлического или электромеханического типа поставляется производителем двигателя.
ТНВД модели CW предназначены для эксплуатации на дизельном топливе. Ими комплектуются двигатели, имеющие шесть, восемь или десять цилиндров.
Рядные ТНВД специального назначения
Наряду с эксплуатацией в топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания известны случаи особого применения рядных ТНВД, в том числе с приводом от электромотора. Это, например:
- Химическая промышленность;
- Текстильная индустрия;
- Машиностроение;
- Строительство.
Здесь используются, как правило, ТНВД моделей Р и ZW (М). Могут также применяться варианты серии РЕ без собственного кулачкового вала.
В данном случае ТНВД должен подавать жидкость в очень малых, точно отмеренных количествах, под высоким давлением, а также тонко и равномерно эту жидкость распылять. Для этого зачастую используется быстрое, бесступенчатое и по возможности простое регулирование подачи. Подлежащие нагнетанию жидкости не должны содержать твердых включений, способствующих износу, и химически воздействовать на материалы ТНВД — только при таких условиях возможно долговременное использование плунжерных пар. Жидкость перед входом в агрегат должна быть тщательно отфильтрована. В зависимости от используемой жидкости соответствующим об разом изготавливаются особо важные детали ТНВД (например, нержавеющие пружины, камеры подачи со специальными покрытиями, улучшенные уплотнения).
Жидкости с большой вязкостью должны подаваться к ТНВД с соответствующим напором либо для разжижения перед входом в фильтр подвергаться нагреву до 80°С.
Границы вязкости нагнетаемых жидкостей составляют v = 7,5 · 10-5 м2/с или при повышенном до 2 бар давлении на впуске v = 38 · 10-5 м2/с. Подлежащая нагнетанию жидкость должна в соответствии с вязкостью иметь давление вплоть до 2 бар. Этой величины можно достичь с помощью установленной на ТНВД подкачивающей помпы, либо размещением бака и ТНВД на разных уровнях, либо за счет давления жидкости, находящейся в баке.
Производительность ТНВД измеряется с помощью обычного дизельного топлива. При работе с жидкостями другой вязкости производительность изменяется, и точное определение ее максимальной величины возможно лишь испытаниями подлежащей нагнетанию жидкости на специальной установке.
Допустимая величина давления нагнетания зависит также от характера и продолжительности эксплуатации. На ТНВД модели ZW (М) при определенных условиях достижимы давления нагнетания до 1000 бар. Поскольку вовремя эксплуатации может случиться недопустимо резкий скачок давления, магистраль должна иметь предохранительный клапан.
Эксплуатация рядных ТНВД
Для надежной эксплуатации ТНВД должен быть правильно установлен, а система впрыска — полностью освобождена от воздуха и при необходимости подключена к системе смазки двигателя. Момент начала впрыскивания устанавливается по двигателю. Только при этих условиях достигается оптимальное соотношение между расходом топлива и мощностью, а также соответствие строгим нормам токсичности ОГ. Для обеспечения этого необходим испытательный стенд для ТНВД.
Устранение воздушных пробок
Воздушные пробки в топливе нарушают или вовсе делают невозможным эксплуатацию ТНВД. После каждой смены фильтра или специальных работ на ТНВД из системы впрыска следует устранять воздух. Во время эксплуатации этот процесс происходит автоматически при помощи перепускного клапана на топливном фильтре. Там, где его нет, применяется дроссель.
Смазка рядных ТНВД
ТНВД и регулятор частоты вращения коленчатого вала подключены к системе смазки двигателя. В случае крепления ТНВД к двигателю с помощью площадки в виде ванны или днища картера контур системы смазки двигателя проходит через них (рис. «Варианты присоединения рядных ТНВД к системе смазки дизеля»). При фланцевом креплении ТНВД систему смазки можно замкнуть через подшипники кулачкового вала или специальные патрубки.
Контроль качества смазки ТНВД возможен одновременно с регламентными работами по смене масла, предписанными изготовителями дизеля, через контрольный винт (он же масляный щуп) на регуляторе. В ТНВД и регуляторах с разделенным масляным картером уровень масла контролируется раздельно.
Хранение рядных ТНВД
В дизелях, находящихся на консервации, не следует оставлять дизельное топливо в ТНВД. Из-за загустения топлива плунжеры и нагнетательные клапаны могут «залечь» и начать корродировать. Поэтому дизельное топливо с максимально допустимой 15-процентной добавкой в топливный бак масла, с антикоррозионной
присадкой прогоняется через систему впрыска в течение примерно 15 мин. Такая добавка масла оказывает влияние и на смазку кулачкового вала. Современные ТНВД, оснащаемые эффективной антикоррозионной защитой, имеют в названии индекс «р».