Испытания двигателей на токсичность на стендах с беговыми барабанами выполняются как часть испытаний на соответствие техническим условиям для общей сертификации, а также на стадии разработки двигателей или иных компонентов. Они отличаются от испытаний, проводимых в процессе общего или частичного контроля качества с использованием, например, промышленной измерительной аппаратуры. Испытания на токсичность двигателей большегрузных грузовых автомобилей выполняются на стендах для испытаний двигателей.
Испытания на токсичность на стендах с беговыми барабанами выполняются на автомобилях. Используемые методы имеют целью в максимальной степени приблизить условия испытаний к реальным условиям дорожного движения. Измерения на стендах с беговыми барабанами дают следующие преимущества:
- Повторяемость результатов, благодаря неизменным окружающим условиям;
- Хорошая сравниваемость результатов благодаря тому, что предписанный цикл испытаний может быть выполнен независимо от интенсивности дорожного движения;
- Возможность использования стационарной измерительной аппаратуры.
Выполнение испытаний
Общая настройка
Автомобиль устанавливается на стенд с беговыми барабанами, ведущими колесами на 6арабан (рис. «Измерение состава отработавших газов на стенде с беговыми барабанами» ). Это означает, что силы, воздействующие на автомобиль, т.е. моменты инерции, сопротивление качению и аэродинамическое сопротивление должны моделироваться таким образом, чтобы количество выбросов, производимых во время испытаний на стенде, было сравнимо с количеством, производимым во время дорожных испытаний. Для этого на старых стендах использовались асинхронные электродвигатели, двигатели постоянного тока или даже электродинамические замедлители, генерирующие зависимые от скорости нагрузки, воздействующие на ролики. На более современных машинах для воспроизведения этой инерции применяются электрические маховики. На более старых испытательных стендах для моделирование массы автомобиля используются маховики различных размеров, присоединяемые к роликам при помощи быстродействующих соединительных муфт. Охлаждение обеспечивается вентилятором, располагаемым на небольшом расстоянии от автомобиля.
Выхлопная труба автомобиля герметично соединяется с системой сбора отработавших газов — система разбавления газов описана ниже. Здесь собирается часть отработавших газов. По окончании испытаний выполняется анализ отработавших газов на предмет содержания токсичных веществ (углеводородов, оксидов азота и оксида углерода), а также диоксида углерода (для определения расхода топлива).
После ввода в действие норм контроля токсичности отработавших газов предельное содержание твердых частиц было первоначально установлено только для автомобилей с дизельными двигателями. В течение нескольких последних лет законодатели начали распространять эти ограничения также на автомобили с бензиновыми двигателями.
Для определения содержания твердых частиц используется так называемый «смесительный канал», в котором создается высокая внутренняя турбулентность потока (число Рейнольдса > 40 000). Для вычисления количества выбросов в виде твердых частиц в зависимости от нагрузки также используются фильтры.
Кроме того, в исследовательских целях часть отработавших газов может непрерывно собираться в соответствующих точках системы выпуска отработавших газов автомобиля или смесительного канала для анализа концентраций различных токсичных веществ.
Цикл испытаний повторяется водителем на автомобиле. Требуемая и фактическая скорости движения отображаются на мониторе.
В некоторых случаях, с целью улучшения повторяемости результатов вместо водителя используется автоматическая система управления движением.
Наладка стенда для испытаний автомобилей с дизельными двигателями
Для определения количества выбросов, производимых автомобилями с дизельными двигателями, необходимо выполнить определенную переналадку испытательного стенда и в определенной степени изменить технологию измерений. Вся система отбора проб, включая измеритель концентрации углеводородов, должна быть нагрета до 190 °С. Это необходимо для того, чтобы предотвратить конденсацию углеводородов, которые имеют высокую точку кипения, или испарить углеводороды, которые уже сконденсировались на компонентах системы выпуска отработавших газов.
Система разбавления отработавших газов
Наиболее распространенным методом сбора отработавших газов является процедура разбавления CVS (отбор проб при постоянном объеме). Впервые он был применен в США в 1972 году для легковых и малотоннажных грузовых автомобилей. С тех пор метод несколько раз модифицировался. Метод CVS используется также в некоторых других странах, например, в Японии. С 1982 года этот метод применяется также в Европе. Таким образом, на сегодняшний день этот метод сбора отработавших газов признан во всем мире.
Цели
При использовании метода CVS анализ состава отработавших газов выполняется только после окончания испытаний. При этом должны быть выполнены следующие требования:
- Необходимо предотвратить конденсацию водяных паров, в противном случае будет иметь место потеря оксидов азота;
- Необходимо предотвратить возникновение в собранных отработавших газах вторичных реакций.
Принцип метода CVS
Метод CVS заключается в следующем. Отработавшие газы от испытуемого автомобиля смешиваются в смесителе Mix-T или в смесительном канале с наружным воздухом в соотношении от 1:5 до 1.10 и откачиваются при помощи специальной системы насосов таким образом, что общий объемный расход отработавших газов и воздуха остается постоянным. Следовательно, расход добавочного воздуха зависит от моментального объемного расхода отработавших газов. Из потока разбавленных ОГ в один или более мешков непрерывно отбираются репрезентативные пробы. Во время наполнения мешков объемный расход газа постоянен. Следовательно, концентрация токсичных веществ в мешке для сбора проб по окончании заполнения идентична среднему значению концентрации токсичных веществ в разбавленных отработавших газах во время процесса наполнения мешков.
Во время наполнения мешков отработавшими газами также отбирается проба воздуха, предназначенного для разбавления, для определения концентрации в нем токсичных веществ.
Отбор проб отработавших газов в мешки производится в соответствии с фазами испытательного цикла (например, фаза ht испытательного цикла FTP 75).
Массы токсичных веществ, произведенных во время испытаний, вычисляется, исходя из общего объема разбавленных отработавших газов и концентраций токсичных веществ в собранных отработавших газах и воздухе разбавления.
Системы разбавления газов
Для получения постоянного объемного расхода разбавленных отработавших газов существуют два альтернативных метода:
- Метод PDP (объемный насос): используется роторно-поршневой вентилятор (воздуходувка Рутса);
- Метод CFV (критический расход Вентури): в критическом состоянии используются трубка Вентури и стандартная воздуходувка.
Усовершенствования метода CVS
Разбавление отработавших газов вызывает снижение концентраций в них токсичных веществ, зависящее от степени разбавления. Концентрации некоторых токсичных веществ (в особенности углеводородных соединений) в разбавленных отработавших газах в некоторых фазах испытаний сравнимы с концентрациями в воздухе разбавления (или ниже), поскольку за последние годы содержание токсичных веществ в выбросах было значительно снижено в связи с введением в действие все более строгих норм. Это представляет собой проблему с точки зрения технологии измерений, поскольку разность двух значений имеет большое значение для определения количества выбросов. Еще одной проблемой является точность измерительной аппаратуры.
Решить указанные проблемы могут помочь следующие меры:
- Снижение степени разбавления; при этом требуется принять меры к предотвращению образования конденсата, например, нагрева тех или иных секций системы разбавления отработавших газов, или осушения и нагрева воздуха разбавления (на автомобилях с бензиновыми двигателями);
- Снижение и стабилизация концентраций токсичных веществ в воздухе разбавления, например, при помощи фильтров на основе активированного угля;
- Оптимизация измерительной аппаратуры (включая системы разбавления), например, путем правильного выбора или предварительного кондиционирования материалов, надлежащей настройки системы или использования современной электронной контрольно-измерительной аппаратуры;
- Оптимизация процессов, например, посредством специальных процедур продувки.
Система разбавления газов Bag Mini Diluter
В качестве альтернативы для технологии CVS в США была разработана система разбавления отработавших газов нового типа под названием Bag Mini Diluter (BMD). Здесь часть потока отработавших газов разбавляется с постоянным соотношением сухим, нагретым и не содержащим токсичных веществ «нулевым газом», например, очищенным воздухом. Во время испытаний часть потока этих разбавленных отработавших газов собирается в мешки для отбора проб. По окончании испытаний выполняется анализ собранных проб.
В ходе этой процедуры разбавление отработавших газов производится не содержащим токсичных веществ «нулевым газом» Использование для разбавления очищенного от токсичных веществ газа имеет целью избежать необходимости в учете концентраций токсичных веществ в воздухе разбавления. Однако, по сравнению с методом CVS это требует более сложной процедуры, например, одними из требования являются определение объемного расхода (неразбавленных) отработавших газов и пропорциональный отбор проб.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: