Датчики температуры, это элементы электрических цепей автомобиля, изменяющие свое сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды. Вот о том, какими бывают датчики температуры в автомобиле, мы и поговорим в этой статье.
Что измеряют датчики температуры
Температура определяется как ненаправленный параметр, характеризующий энергетическое состояние данной среды, которое может зависеть от времени и местоположения.
Т = T(x,y,z,t)
где:
х,у,z — пространственные координаты;
t- время;
Т-температура, измеряется по шкале Цельсия или Кельвина.
В случае газообразной и жидкой сред обычно можно измерять температуру во всех точках без каких-либо проблем; в случае с твердыми веществами измерение обычно ограничивается поверхностью. Чаще всего используемые датчики температуры должны иметь непосредственный, тесный контакт с измеряемой средой (контактный термометр), чтобы они могли как можно точнее принимать температуру среды; однако для особых случаев используются бесконтактные датчики температуры, определяющие температуру тела или среды на основании испускаемого ими теплового (инфракрасного) излучения (радиационный пирометр, тепловая камера).
Измерение температуры в различных узлах автомобиля проводится почти исключительно терморезисторами в качестве контактных термометров с положительными (РТС) и отрицательными (NTC) температурными коэффициентами. Преобразование изменений сопротивления в аналоговое напряжение выполняется, главным образом, с помощью дополнительных температурно-нейтральных или обратно чувствительных резисторов в качестве делителей напряжения (также улучшающих линейность). Бесконтактное определение температуры в последнее время внедряется в некоторых областях применения в автомобиле, например, для создания оптимального климата (измерение температуры лица водителя) и предотвращения запотевания стекол. Внедрение таких измерений стало экономически себя оправдывать в результате применения технологий микросистем.
Измерение температуры выполняется в автомобиле для областей применения, сильно различающихся в плане точности и допустимого времени измерения (табл. «Диапазоны температур в автомобилях» ).
Во многих системах и узлах температура контролируется как второстепенный параметр, особенно в тех случаях, когда перепады температуры вызывают неисправность или оказывают нежелательное влияние на работу всей системы.
Конструктивные особенности датчиков температуры
Спеченные керамические резисторы (NTC)
Спеченные керамические резисторы (резисторы МТС) изготавливаются из оксидов тяжелых металлов и оксидированных смешанных кристаллов (спекаются в гранулу или пластинку) и относятся к полупроводниковым материалам с обратно-экспоненциальной температурной характеристикой. Высокая термочувствительность означает, что области применения ограничены диапазоном около 200 К; однако этот диапазон можно определить в пределах от — 40 °С до примерно 850 °С. Более близкие допуски возможны только путем считывания, что сказывается на стоимости.
Тонкопленочные металлические резисторы (РТС)
Тонкопленочные металлические резисторы, объединенные на одной пластине-подложке с двумя дополнительными температурно-нейтральными подстроечными резисторами, обладают большим сроком службы и высокой точностью, поскольку после изготовления могут «настраиваться» лазерами на нужную характеристику с минимальными допусками. Послойная технология позволяет применять керамику, стекло, пластиковую пленку в качестве основного материала и пластик, краску, уплотнительную фольгу, стекло, керамику — в качестве покрытия (рис. Металлопленочный терморезистор» ). Металлические пленки менее чувствительны к изменениям температуры, чем керамико-оксидные полупроводниковые датчики, однако имеют другие преимущества — линейность характеристики, стабильность результатов, где:
TC=(R(100°С)-(R(0°С))/(R(0°С)·100K) = a100
Металло-пленочные резисторы обычно изготавливаются и продаются с базовым значением (значением сопротивления при О°С) 100 Ом или 1000 Ом, например, под обозначением Pt 100 или Pt 1000 (рис. «Определение среднего температурного коэффициента ТС=а100» ).
В дополнение к компенсирующим элементам на несущей пластинке можно разместить и другие элементы активных и пассивных цепей для тонкопленочного датчика. Это упрощает первоначальную обработку и преобразование сигнала в точке измерения.
Толстопленочные резисторы (РТС и NTC)
Толстопленочные покрытия с высоким удельным сопротивлением (малой площадью поверхности) и положительными и отрицательными температурными коэффициентами в температурных датчиках используются, главным образом, с целью компенсации. Они имеют нелинейные характеристики (однако, без экстремальной кривизны массивных резисторов NTC) и допускают лазерную подстройку. Эффективность измерения можно повысить, формируя в материалах NTC и РТС цепи делителей напряжения (табл. «Температурный коэффициент некоторых материалов датчиков» ).
Монокристаллические кремниевые полупроводниковые резисторы (РТС)
При производстве применяются монокристаллические полупроводниковые материалы, например, кремний, что позволяет объединить дополнительные активные и пассивные цепи в кристалле датчика. Из-за более плотных допусков, они изготавливаются по принципу объемного (распределенного) сопротивления. Прежде чем попасть в кремниевый материал, электрический ток протекает через измерительный резистор и поверхностно-точечный контакт. Затем ток, широко распространяясь, поступает на противоэлектрод, закрывающий основание пластинки датчика. Как и хорошо воспроизводимые материальные константы, высокая плотность тока после контактной точки (высокая точность достигается путем фотолитографического изготовления) почти исключительно определяет сопротивление датчика (рис. «Кремниевый полупроводниковый резистор» ).
Чувствительность измерения у такого датчика практически в два раза больше, чем у платинового резистора (ТК = 7,73·10-3/К). Однако характеристика менее линейна, чем у металлического датчика. Диапазон измерения ограничен внутренней проводимостью материала примерно до +150 °С.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: