Стандарт ЕС по токсичности для грузовых автомобилей

Стандарт ЕС по токсичности для грузовых автомобилей

 

В Европе все автомобили с разрешенной полной массой свыше 3,5 т или способные перевозить более девяти человек классифицируются как большегрузные грузовые автомобили. Предельно допустимые концентрации токсичных веществ в отработавших газах были указаны в Директиве 88/77/ЕЭС. Со времени выхода данной ди­рективы эти значения постоянно обновлялись. Вот о том, что предписывает стандарт ЕС по токсичности для грузовых автомобилей, мы и поговорим в этой статье.

Так же как для легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, новые предельные значения для большегрузных грузовых авто­мобилей вводятся в действие в два этапа. Новые конструкции двигателей должны отвечать но­вым требованиям к предельному содержанию токсичных веществ на стадии типовых испы­таний на соответствие техническим условиям.

Через год соответствие новым требованиям станет обязательным условием для регистрации всех новых автомобилей. Законодатель может проверить соответствие серийно выпускаемой продукции (СОР), случайным образом взяв не­сколько двигателей из серийного производства и подвергнув их испытаниям на предмет соот­ветствия новым предельным значениям.

 

 

Нормы токсичности отработавших газов в Европе для грузовых автомобилей

 

Для дизельных двигателей грузовых автомо­билей стандарты Евро определяют предельные содержания углеводородов (НС и NMHC), оксида углерода (СО), оксидов азота (NOx), твердых ча­стиц и показатели дымности выхлопа. Предельно допустимые значения соотнесены с мощностью двигателя и указаны в г/кВт·ч (см. рис. «Европейские нормы токсичности отработавших газов для грузовых автомобилей с дизельными двигателями» ). Европейские нормы токсичности отработавших газов для грузовых автомобилей с дизельными двигателямиНормы токсичности Евро-3 применяются для всех типовых испытаний на соответствие техническим условиям новых двигателей, выпущенных с октя­бря 2000 года, а также ко всем серийно выпускае­мым автомобилям с октября 2001 года. Содержа­ние выбросов измеряется вовремя 13-ступечатого Европейского цикла испытаний в установившихся режимах (ESC), а показатели дымности выхлопа в соответствии с процедурой дополнительных испытаний ELR (Европейский цикл испытаний последовательных ступеней нагрузки при посто­янной частоте вращения). Дизельные двигатели, оборудованные системами снижения токсично­сти отработавших газов (например, каталитиче­скими нейтрализаторами DeNOx или сажевыми фильтрами), также должны быть испытаны в соответствии с процедурой Европейского цикла испытаний в переходных режимах (ЕТС). Евро­пейские испытательные циклы проводятся при нормальной рабочей температуре двигателя.

Для двигателей с малым рабочим объемом, т.е. с объемом менее 0,75 л на один цилиндр и номинальной частотой вращения коленчатого вала свыше 3000 мин-1, допустимое содержание твердых частиц несколько выше, чем для дви­гателей с большим рабочим объемом. Для цикла испытаний ЕТС установлены отдельные значе­ния предельно допустимого содержания ток­сичных веществ, например, допустимое содер­жание твердых частиц приблизительно на 50 % выше, чем указано для цикла ESC, поскольку пиковых выбросов сажи можно ожидать именно в переходных, динамических режимах.

В октябре 2005 года вступили в силу нормы ток­сичности Евро-4, сначала для типовых испытаний на соответствие техническим условиям, а год спу­стя для серийного производства. Все предельные концентрации токсичных веществ значительно ниже, чем предусмотрено нормами Евро-3, однако наиболее значительным было ужесточение требо­ваний к содержанию твердых частиц (допустимый предел снижен приблизительно на 80%). Кроме того, вступление в силу норм Евро-4 повлекло за собой следующие изменения:

  • Динамические испытания (ЕТС) в дополне­ние к циклам ESC и ELR являются обяза­тельными для всех дизельных двигателей;
  • Функционирование компонентов системы снижения токсичности отработавших газов должно документально отражаться на про­тяжении всего срока службы автомобиля.

Нормы токсичности Евро-5 были введены в действие в октябре 2008 года для всех новых двигателей и год спустя для всех новых серийно произведенных автомобилей. По сравнению с нормами Евро-4 были ужесточены требования только к предельному содержанию NOx.

В январе 2013 года вступят в силу нормы Евро-6 для новых типов двигателей (1 год спустя для всех вновь произведенных двигателей). По сравнению с нормами Евро-5, предельное со­держание оксидов азота будет снова снижено на 80 %, а содержание твердых частиц — более чем на 60 % (относительно предела ЕТС для Евро-5). В соответствии с нормами Евро-6 будут введены новые, согласованные процедуры ис­пытаний. Здесь также будут предусмотрены испытания в стационарном режиме (WHSC, всемирный согласованный цикл испытаний в установившихся режимах и динамические испытания (WHTC, всемирный согласованный динамический цикл). В отличие от норм Евро-5, в Евро-6 не будут отдельно указаны значения предельного содержания твердых частиц для испытаний в переходных (динамических) режи­мах; эти предельные значения будут идентичны указанным для испытаний в установившихся режимах.

 

 

Долговечность

 

Соответствие требованиям к предельному содер­жанию токсичных веществ в отработавших газах должно быть продемонстрировано на протяжении определенной величины пробега или определен­ного периода времени. При этом различаются три класса автомобилей в зависимости от их массы, со все более строгими требованиями к долговеч­ности для каждого следующего класса:

  • Малотоннажные грузовые автомобили с разрешенной полной массой до 3,5 т.: 6 лет или 100 000 км (Евро-4 и Евро-5) или 160 000 км (Евро-6);
  • Грузовые автомобили с разрешенной пол­ной массой до 16 т.: 6 лет или 200 000 км (Евро-4 и Евро-5) или 300 000 км (Евро-6);
  • Большегрузные грузовые автомобили с разрешенной полной массой более 16 т.: 7 лет или 500 000 км (Евро-4 и Евро-5) или 700 000 км (Евро-6).

Расход топлива в Европе

 

Нормы предельного содержания СO2 в настоя­щее время находятся на стадии разработки; из­мерения предполагается производить во время движения при помощи транспортируемой из­мерительной аппаратуры, установленной на автомобиле.

Автомобили с очень низким количеством выбросов

 

Директивы ЕС предусматривают налоговые льготы для производителей, автомобили кото­рых уже в настоящее время отвечают требова­ниям, указанным для того или иного этапа ввода в действие новых стандартов ЕС и для автомоби­лей категории EEV (высокоэкологичные автомо­били). Для категории EEV для циклов испытаний ESC, ЕТС и ELR указаны произвольные предель­ные значения содержания токсичных веществ в отработавших газах. Значения предельного содержания NOx и твердых частиц эквиваленты значениям, указываемым нормами Евро-5 для цикла испытаний ESC. Нормы содержания НС, NMHC, СО и дымности выхлопа более строгие, чем предусмотрено нормами Евро-5.

В следующей статье я расскажу о стандарте Японии по токсичности для грузовых автомобилей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *