Предельные концентрации токсичных веществ в соответствии со стандартом CARB (Калифорнийский совет по воздушным ресурсам) для легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей (грузовых автомобилей малой грузоподъемности — LDT) указаны в стандартах LEV I и LEV II (LEV — автомобили с низким содержанием токсичных веществ в отработавших газах и малыми потерями на испарение топлива). Стандарт LEV III планируется ввести в действие в период между 2014 и 2022 годами. Вот о том, что заложено в стандарт CARB для легковых автомобилей, мы и поговорим в этой статье.
Начиная с 2004 модельного года, стандарт LEV II применяется ко всем новым автомобилям с разрешенной полной массой 14 000 фунтов (1 фунт = 0,454 кг).
Вступление в силу стандарта CARB
После вступления в силу стандарта LEV II не менее 25% новых регистрируемых автомобилей должны быть сертифицированы в соответствии с этим стандартом. Далее, в течение каждого последующего года 25 % новых регистрируемых автомобилей должны отвечать требованиям стандарта LEV II. С 2007 года все новые автомобили должны отвечать требованиям стандарта LEV II.
Нормы токсичности отработавших газов по стандарту CARB
Стандарт CARB указывает предельные концентрации в отработавших газов таких токсичных веществ, как оксид углерода (СО), оксиды азота (NOх), углероды не метанового ряда (IMMOG), формальдегид и твердые частицы (для дизельных двигателей — стандарты LEV I и LEV II; для бензиновых двигателей — только LEV II) (см. рис. «Категории токсичности и предельные концентрации токсичных веществ в соответствии со стандартом CARB для легковых автомобилей» ). Вследствие чрезвычайно низких предельно допустимых концентраций, планируемый стандарт LEV III предусматривает только общее содержание IMMOG и NOх.
Содержание токсичных веществ в отработавших газах измеряется в ходе цикла испытаний FTP 75 (федеральный цикл испытаний). Предельные концентрации токсичных веществ коррелируют с пройденным расстоянием и выражаются в граммах на милю.
В течение периода с 2001 по 2004 годы были введены в действие циклы испытаний SFTP (дополнительная федеральная цикл испытаний), а также еще два испытательных цикла. В дополнение к FTP эти циклы предписывают определение концентраций еще некоторых веществ.
Категории токсичности отработавших газов
Производители автомобилей, при условии обеспечения средних заявленных значений (см. раздел «Среднее значение»), могут свободно выдвигать различные концепции автомобилей. В зависимости от предельных концентраций IMMOG, СО, NOх и твердых частиц выделяются следующие категории:
- TLEV (переходный стандарт по нормам токсичности отработавших газов; только LEV I);
- LEV (низкая токсичность отработавших газов);
- ULEV (очень низкая токсичность отработавших газов);
- SULEV (ультранизкая токсичность отработавших газов).
Стандарт LEV III будет предусматривать 6 категорий, одна из которых будет более строгой, чем SULEV.
В дополнение к категориям LEV I и LEV II введены три категории ZEV, относящиеся к автомобилям, вообще не выпускающим в атмосферу отработавших газов, или с содержанием токсичных веществ в отработавших газах, близким к нулю:
- ZEV («нулевые выбросы», т.е. автомобили, вообще не производящие отработавших газов и выбросы в виде паров топлива);
- PZEV (частичный ZEV) — в основном соответствует категории SULEV, но с более строгими требованиями к выделению паров топлива (нулевое выделение) и более строгими критериями долгосрочной оценки;
- АТ-PZEV (передовая технология PZEV), например, автомобили, работающие на газовом топливе или гибридные автомобили.
С 2004 года вновь выпускаемые автомобили должны отвечать требованиям стандарта LEV II. В то же время категория TLEV будет заменена на SULEV со значительно более низкими предельно допустимыми значениями. Категории LEV и ULEV останутся. Предельно допустимые концентрации СО и NMOG по стандарту LEV I остаются без изменений, однако предел содержания NOх по стандарту LEV II значительно ниже.
Долговечность автомобилей
Для получения сертификата на данный тип автомобиля производитель должен гарантировать, что количество выбросов токсичных веществ, на которые налагаются ограничения, не превысит соответствующих предельных значений на протяжении 50 000 миль пробега или в течение 5 лет («промежуточный период эксплуатации») и 100 000 миль (LEV I) или 120 000 миль (LEV II) или в течение 10 лет («полный период нормальной эксплуатации»). Производитель также может указать величину пробега 150 000 миль, используя те же предельные значения, что и для величины пробега 120 000 миль. Если определено среднее значение содержание NMOG, производитель получает бонус (см. раздел «Среднее значение»). Соответствующие характеристики долговечности для категорий токсичности отработавших газов ZEV, АТ-PZEV и PZEV составляют 150 000 миль или 15 лет («полный период нормальной эксплуатации»).
Стандарт LEV III увеличит гарантируемую величину пробега до 150 000 миль.
Для испытаний на долговечность производитель должен предоставить две партии серийно выпускаемых автомобилей. В первую партию должны быть включены автомобили, пробег которых перед началом испытаний составляет 4000 миль. Вторую партию составляют автомобили с измеренными факторами ухудшения состояния отдельных компонентов.
В ходе испытаний на долговечность автомобили должны пройти 50 000 и 100 000 или 120 000 миль. Измерения содержания токсичных веществ в отработавших газах выполняются через каждые 5000 миль пробега. Операции технического обслуживания могут выполняться только с соответствующими интервалами.
В качестве альтернативного варианта производитель может использовать показатели ухудшения характеристик автомобиля.
Среднее значение углеводородов не метанового ряда (NMOG)
Каждый производитель автомобилей должен гарантировать, что для его автомобилей среднее содержание токсичных веществ в отработавших газах не превышает предельно допустимых значений (см. рис. «Среднее значение выбросов для легковых автомобилей по сравнению со стандартными значениями концентрации углеводородов не метанового ряда«). В качестве критерия в этом отношении используются выбросы NMOG (для стандарта LEV III — сумма NMOG + NOх). Среднее значение вычисляется из средних значений для всех автомобилей, проданных в течение одного года по истечении «промежуточного периода эксплуатации». Предельные концентрации токсичных веществ различны для легковых и малотоннажных грузовых автомобилей.
Значение предельной концентрации NMOG снижается каждый год. Для обеспечения соответствия требованиям производители должны в течение каждого последующего года выпускать все более «чистые» автомобили.
Требования к средним значениям NMOG применимы независимо от требований стандартов LEV I или LEV II.
Средний расход топлива
На новые автомобили, зарегистрированные в Калифорнии, распространяются правила определения расхода топлива, действующие на остальной территории США (см. стандарты ЕРА, раздел «Средний расход топлива»).
Автомобили, не производящие выбросов
С 2005 года в Калифорнии 10% вновь регистрируемых автомобилей должны отвечать требованиям категории ZEV (автомобили, не производящие выбросов). Полноценные ZEV- автомобили во время работы вообще не производят никаких выбросов. К ним относятся электромобили, работающие от аккумуляторных батарей или топливных элементов.
Часть этих 10% автомобилей могут составлять автомобили, относящиеся к категории токсичности отработавших газов PZEV (автомобили со сверхнизкой токсичностью выбросов). Эти автомобили не относятся к категории ZEV, но дают очень низкое содержание токсичных веществ в отработавших газах. В зависимости от стандарта токсичности эти вещества взвешиваются с использованием весовых коэффициентов более 0,2. При минимальном весовом коэффициенте 0,2 должны быть удовлетворены следующие требования:
- Гарантия соответствия требованиям SULEV при 150 000 миль пробега или в течение 15 лет;
- Гарантия на все компоненты системы снижения токсичности отработавших газов при 150 000 миль пробега или 15 лет;
- Полное отсутствие выбросов в виде паров топлива (0 EVAP, «нулевые испарения»), обеспечиваемое за счет надежной герметизации топливного бака и топливной системы. Это значительно снижает количество выбросов в виде паров топлива, производимых автомобилем.
Специальные положения применяются к гибридным автомобилям с бензиновыми или дизельными двигателями и электродвигателями и автомобилям, работающим на газовом топливе (сжатом природном газе или водороде). Эти автомобили, относящиеся к категории АТ-PZEV (передовая технология PZEV) также могут входить в 10 % квоту.
Мониторинг в реальных условиях дорожного движения
Внеплановый контроль
Выборочные испытания проводятся на автомобилях с применением цикла FTP 75. Для автомобилей с бензиновыми двигателями также проводится проверка выделения паров топлива. В зависимости от категории токсичности испытаниям подвергаются автомобили с пробегом 90 000 или 112 500 миль.
Мониторинг, осуществляемый производителями
С 1990 года для производителей автомобилей обязательным является официальная отчетность по претензиям или выходу из строя компонентов систем снижения токсичности отработавших газов. В зависимости от продолжительности гарантии на тот или иной компонент или узел, требование обязательного ведения отчетности остается в силе в течение максимум 15 лет или на протяжении 150 000 миль пробега.
Имеют место три уровня отчетности с последовательным увеличением объема информации: гарантийный информационный отчет (EWIR), эксплуатационный информационный отчет (FIR) и информационный отчет по количеству выбросов. В агентство охраны окружающей среды передается информация о претензиях, неисправностях, факторах, влияющих на токсичность выбросов, и анализ неисправностей. На основе отчета об эксплуатации (FIR) агентство принимает решение о необходимости отзыва той или иной партии автомобилей того или иного производителя.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: