Регулировка фар автомобиля

Регулировка фар автомобиля

 

Регулировка фар автомобиля, является одной из составляющих безопасного вождения в темное время суток. Свет, от неправильно отрегулированных фар создает неудобства не только водителю автомобиля, но и другим участникам дорожного движения. Вот о том, как происходит регулировка фар автомобиля, мы и поговорим в этой статье.

 

 

Регулировка фар дальнего и ближнего света

 

Правильная регулировка автомобильных фар — важнейший фактор безопасности дви­жения в ночное время как для водителя, так и для тех, кто движется ему навстречу. Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть ниже, чем нужно, то произойдет существенное умень­шение геометрической дальности освещения (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» ). Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть выше, чем требуется, то водители встречных машин будут гораздо сильнее ощущать ослепление.

 

Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света

 

Правила, стандарты и оборудование для регулировке фар

 

Регулировка фар в Европе

 

Начиная с 1 января 1998 г., в Европе стало обязательным наличие автоматической или ручной вертикальной коррекции фар у всех новых автомобилей, кроме случаев, когда другое оборудование (например, гидравли­ческая регулировка подвески) гарантирует, что угол наклона светового луча останется в предписанных пределах. Хотя это обору­дование не является обязательным в других странах, его использование разрешено.

Система автоматической коррекции фар должна компенсировать состояние нагрузки путем опускания или подъема светового луча в диапазоне от 5 см /10 м (0,5 %) до 25 см / 10 м (2,5%).

Ручной корректор фар приводится в дей­ствие с места водителя и в базовом варианте должен иметь фиксатор положения; регу­лировка пучка света также выполняется из этого положения. Устройства с плавным и ступенчатым управлением характеризуются видимой разметкой в зоне ручного пере­ключателя, которая должна соответствовать условиям нагружения автомобиля, для необходимой регулировки вертикального наведения.

 

 

Варианты конструкций механизмов для регулировки фар

 

Во всех вариантах используется регули­рующий механизм для вертикальной ре­гулировки отражателя фары (конструкция корпуса) (рис. «Автоматическая вертикальная регулировка фар» ). Приборы ручного управ­ления имеют переключатель, приводимый в действие водителем (рис. «Ручная вертикальная регулировка фар» ), в то время как автоматические регуляторы получают сведения от датчиков расположения оси и степени сжатия подвески, после чего пере­дают соответствующие сигналы к средствам регулирования.

 

Автоматическая вертикальная регулировка фар

 

Гидромеханические системы регулировки фар

 

Гидромеханические системы работают по принципу перетекания жидкости по соедини­тельным шлангам между ручным переключа­телем (или датчиком уровня) и элементами регулирования. Степень регулировки соот­ветствует количеству перетекающей жидко­сти.

 

 

Вакуумные системы регулировки фар

 

У вакуумных систем ручной переключатель (или датчик уровня) регулирует вакуум от впускного трубопровода и передает его к устройствам регулировки, таким образом, получается переменная степень регулировки.

Электрические системы регулировки фар

 

В электрических системах в качестве регули­рующих механизмов используется электри­ческие редукторные двигатели. Управление ими осуществляется или с помощью соответ­ствующих переключателей в автомобиле, или от осевых датчиков.

Регулировка света фар в Европе

 

Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее осве­щение дороги без какого-либо ослепления водителей встречного потока автомобилей. Директивы ЕС (и, соответственно, требова­ния статьи 50 StVZO Правил регистрации транспортных средств в Германии) регламен­тируют необходимую регулировку фар по горизонтали и вертикали. Ослепление ближ­ним светом считается предотвращенным, если освещенность не превышает 1 лк на расстоянии 25 м перед каждой фарой, когда луч проецируется на поверхность, перпен­дикулярную дороге на высоте центра фары и выше. Если же автомобиль подвергается очень большим механическим смещениям из-за изменения загрузки, то фары должны регулироваться таким образом, чтобы до­стичь нужного результата.

Директивы ЕСЕ R48 и EEC 76/756 определяют базовую регулировку и размеры. Для категорий автомобилей, не охватывае­мых этими директивами, применяются пред­писания ЕСЕ R48 или ЕСЕ R53.

 

 

Подготовка к регулировке света фар

 

Загруженный автомобиль

 

Транспортные средства, кроме мотоци­клов, без нагрузки, 75 кг (один человек на водительском сиденье).

Мотоциклы: для ЕС (согласно 93/92/ЕЕС) без нагрузки, без человека на води­тельском сиденье; для ЕСЕ и StVZO (Пра­вил регистрации транспортных средств в Германии) без нагрузки, 75 кг (один чело­век на водительском сиденье).

Подвеска

 

Автомобили без самовыравнивающейся подвески катятся несколько метров так, чтобы подвеска выровнялась.

Автомобили с самовыравнивающейся под­веской выводятся на нужный уровень со­гласно инструкции по эксплуатации.

Давление в шинах при регулировке фар

 

Давление в шинах должно регулироваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, по загруженному состоянию.

Обязательные проверки систем регулировки фар

 

Автоматические системы должны экс­плуатироваться согласно инструкции по эксплуатации.

На автомобилях, зарегистрированных до 1.01.1990, положительно располагаю­щееся положение регулятора не требуется.

Системы ручной коррекции с двумя по­ложительно располагающимися положе­ниями регулятора на автомобилях, где луч фары поднима­ется по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при кото­ром луч находится в крайнем верхнем по­ложении (минимальная степень наклона).

На автомобилях, где луч фары опускается по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при котором луч находится в крайнем нижнем положении (минимальная степень наклона).

Поверхность и условия испытаний

 

Автомобиль и устройство для проверки фар должны стоять на плоской поверхно­сти (согласно ISO 10604);

Регулировки и проверки должны выпол­няться в закрытом пространстве, где осве­щение не слишком яркое.

 

 

Регулировка и проверка с помощью устройства для регулировки фар

 

Устройство для регулировки фар должно быть установлено на определенном рас­стоянии от фар (кроме случая с автомати­ческим оборудованием).

Если устройства для регулировки фар не перемещаются по направляющим, то вер­тикальную регулировку относительно про­дольной центральной оси автомобиля нужно выполнять отдельно для каждой фары. За­тем проверку нужно выполнить, не сдвигая устройство вбок.

Если устройства для регулировки фар пере­мещаются по направляющим (или чем-то подобном), то вертикальную регулировку от­носительно продольной центральной оси ав­томобиля нужно выполнять только один раз в наиболее удобном положении (например, в центральном положении спереди автомобиля).

В этом случае на устройстве регулировки фар нужно установить размер регулировки для данной фары, проверить регулировку фар и установить для фары нужную регу­лировку.

Регулировка и проверка с помощью проверочного экрана

 

Проверочный экран должен быть перпен­дикулярен поверхности, на которой стоит автомобиль, и быть под прямым углом к продольной центральной оси автомобиля.

Экран для проверки света фарПроверочный экран должен быть светлым, иметь регулировку по вертикали и гори­зонтали и метки, изображенные на рис. «Экран для проверки света фар«.

Проверочный экран должен быть располо­жен на расстоянии 10 м от передней части автомобиля, чтобы центральная отметка совместилась с центром проверяемой или регулируемой фары (рис. «Относительные положения проверочного экрана и продольной оси автомобиля» ). В случае с очень низко направленными фарами (на­пример, противотуманными), можно вы­брать более короткое расстояние путем соответствующего вычисления регулиро­вочного размера.

Каждую фару нужно регулировать от­дельно, поэтому другая фара или фары должны быть прикрыты.

Вертикальное положение проверочного экрана должно быть установлено так, чтобы верхняя граница (параллельная земле) была на высоте h = Не. Если по­верхность экрана не находится на расстоя­нии 10 м от автомобиля, то настройку в не­обходимо соответственно преобразовать.

Примечания по регулировке света фар

 

Экран для проверки света фарВ случае с ассиметричными фарами ближнего света и противотуманными фарами самое высокое положение светотеневой границы должно быть на верхнем срезе и проходить как можно более горизонтально по минимальной ширине проверочного экрана. Боковая регулировка фар должна быть такой, чтобы световое пятно располагалось как можно симметричнее относительно перпендикулярной линии, проходящей через центральную отметку.

В случае с ассиметричными фарами ближнего света светотеневая граница должна касаться верхнего среза слева от центра. Регулировка света фарПересечение между левой секцией (которая должна быть как можно горизонтальнее) и наклонной секцией справа от светотеневой границы должно быть расположено на перпендикулярной линии, про­ходящей через центральную метку.

Центр дальнего света должен приходиться на центральную метку.

У фар с общей регулировкой ближнего света и противотуманных фар или дальнего света, ближнего света и противотуманных фар нужно обязательно использовать в качестве базы для регулировки фару ближнего света (регулировочный размер е, см. табл. «Регулировка света фар» ).

 

Устройства для регулировки фар

 

Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее освеще­ние дороги без какого-либо ослепления во­дителей встречного потока автомобилей. Для этой цели наклон лучей фар относительно ровной базовой поверхности и их направле­ние к вертикальной продольной центральной плоскости автомобиля должны отвечать официальным директивам.

Устройства для регулировки фарУстройства для регулировки фар представ­ляют собой переносные камеры получения изображения (рис. Устройства для регулировки фар» ), состоящие из линзы и экрана, расположенного в фокальной пло­скости линзы и жестко соединенного с ней. Экран имеет маркировочные деления в целях облегчения корректировки регулирования фары и может просматриваться оператором по обслуживанию оборудования посредством использования подходящих дополнитель­ных приспособлений, таких, как окна и ре­гулируемые преломляющие зеркала. В изо­браженном внизу устройстве регулировки фар наклон относительно осевой линии фары (в см на фиксированном расстоянии 10 м) устанавливается посредством поворота ручки для перемещения экрана (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» и «Регулировка света фар» ).

Устройство регулировки настраивается в соответствии с осевой линией автомобиля путем использования видоискателя, такого, как зеркало с линией ориентации. Оно пово­рачивается и настраивается таким образом, что линия ориентации равномерно касается двух внешних контрольных меток автомо­биля. Камера получения изображения может передвигаться вертикально и закрепляется зажимом на уровне фары автомобиля.

 

 

Проверка регулировки фар

 

Изображение на экране устройства для регулировки фарФару можно проверить после правильного расположения оборудования перед рассеи­вателем. На экране появится изображение схемы распределения света, испускаемого фарой. Некоторые устройства оснащаются фотодиодами и дисплеем в целях получения измерений силы света.

У фар с асимметричной схемой распределе­ния лучей ближнего света светотеневая гра­ница должна касаться горизонтальной верхней отсечки; пересечение горизонтальной и на­клонной секций должно находиться на перпен­дикулярной линии, проходящей через цен­тральную метку (рис. «Изображение на экране устройства для регулировки фар» ). После регулировки светотеневой границы для ближнего света фар, центр дальнего света (предполагается, что дальний и ближний свет фар регулируются вместе) должен находиться в пределах прямо­угольной границы вокруг центральной метки.

Регулировка фар в США

 

Для фар, отвечающих Федеральному законо­дательству США, все большее распростране­ние получает визуальная (только вертикаль­ная) регулировка, разрешенная с 1.05.1997. Регулировка света фар по горизонтали не производится.

До этого самым распространенным в США методом регулировки фар было использование механических регулирующих устройств. При­боры головного освещения оснащены тремя упругими прокладками на рассеивателе — одна для каждой из трех плоскостей регулировки. Напротив этих прокладок устанавливается калибровочное устройство. Регулировка про­веряется по уровнемеру. С помощью метода VHAD (Vehicle Headlamp Aiming Device, устрой­ство регулировки автомобильных фар), раз­решенного с 1993 года, фары регулируются относительно фиксированной опорной оси автомобиля. Эта процедура выполняется с использованием уровнемера, прочно за­крепленного на фаре. В результате эти три прокладки на рассеивателе больше не по­требовались.

В следующей статье я расскажу про автомобильные стекла.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *