Причины неисправности сцепления

Причины неисправности сцепления

 

При оценке состояния сцепления, диагностике, поиске и устранении неисправностей необхо­димо учитывать определенные критерии и при­держиваться определенной последовательности действий с тем, чтобы обеспечить эффективное и долговременное решение проблемы.

 

Прежде всего, следует выполнить визуальную проверку и, при необходимости, контрольное из­мерение стоящего на машине или уже снятого узла сцепления, что позволит сделать выводы о правильности диагностики и необходимости ремонта или замены неисправных деталей сцеп­ления.

 

Для эффективного поиска и устранения неис­правности необходима точная информация о причине их возникновения. Так как в конструкции сцепления возможные неисправности можно буквально «пересчитать по пальцам» и относительно легко и однозначно описать, в большинстве случаев причина неис­правности определяется очень просто.

 

Ниже приводятся пять возможных причин, связанных с неисправностью сцепления:

 

 

Поиск неисправности сцепления

 

После того, как будет сделан однозначный вывод относительно причины неисправности, можно приступать к ее поиску. Нередко для устранения неисправности начинают сразу же демонтировать детали сцепления, что в большинстве случаев со­пряжено с большими трудозатратами. При этом не используется возможность поискать неисправ­ность сначала там, где она при определенных об­стоятельствах может быть устранена относительно простыми средствами, а именно вокруг сцепления.

 

В большинстве случаев неисправности вокруг сцепления на первый взгляд могут быть не связаны с неисправностью самого сцепления. Однако при детальном рассмотрении можно выявить множе­ство внешних факторов, отрицательно влияющих на функционирование сцепления.

 

Нарушенная регулировка карбюратора или си­стемы впрыска может вызвать нарушение пара­метров холостого хода. В отношении сцепления это может проявиться в форме рывков.

 

Нарушенная регулировка системы зажигания также может стать причиной дефектов, которые выльются в рывки при включении сцепления.

Кроме этого, из-за самопроизвольной работы после остановки двигателя возникает ударная на­грузка на тангенциальные пластинчатые пружины ведущего диска сцепления. Деформированные тангенциальные пластинчатые пружины вызыва­ют проблемы с разъединением нажимного и ве­домого дисков.

 

Если подушки крепления двигателя недостаточ­но жесткие или повреждены, при включении сце­пления двигатель опирается на подушки, а затем снова отпружинивает назад. Результа­том этого становится чередование дополнительных статических и динамических нагрузок, которое про­является в виде рывков при включении сцепления.

 

Тугой ход привода дроссельной заслонки так­же ведет к появлению рывков.

Жесткое крепление привода дроссельной за­слонки в сочетании с очень мягкими подушками крепления двигателя вызывает раскачивание трансмиссии.

Изношенный трос сцепления вызывает рывки и проблемы с выключением сцепления.

Несоблюдение параметров регулировки троса сцепления ведет к возникновению рывков или проблемам с разъединением трансмиссии, а так­же к полному разрушению деталей сцепления.

 

Неисправности в гидравлическом приводе вы­ключения сцепления вызывают рывки и пробле­мы с разъединением трансмиссии.

Перекос коробки передач или отсутствие цен­трирующих втулок (либо штифтов) ведет к угло­вому смещению первичного вала коробки передач относительно коленчатого вала двигателя. Как следствие, могут возникать рывки и проблемы с разъединением трансмиссии. Вызванное угловым смещением биение ведомого диска при выключе­нии и включении сцепления может стать причи­ной повреждений в области клепаного соедине­ния упругих сегментов крепления фрикционных накладок.

 

Разбитые карданные шарниры вызывают толчки при изменении нагрузки. Это может стать причиной деформации тангенциаль­ных пластинчатых пружин нажимного диска сцепления, а также возникновения рывков и проблем с разъединением трансмиссии.

 

Причины неисправностей сцепления

 

Если поиск неисправностей вокруг сцепления не дал результата, необходимо демонтировать дета­ли сцепления и подвергнуть их тщательной про­верке. Во многих случаях достаточно простого осмотра, чтобы сделать вывод о причине неис­правности.

 

Перечисленные ниже варианты неисправно­стей должны стать своего рода методикой для оценки неисправностей в конструкции сцепле­ния. Они систематизированы по принципам. Для каждого случая дан перечень возможных причин неисправностей.

 

Рывки в сцеплении

 

Точечный перегрев нажимного диска

Точечный перегрев нажимного диска:

 

  • Снижение коэффициента трения из-за загряз­нения фрикционных накладок жидкой или консистентной смазкой;
  • Слишком маленький зазор между диафраг­менной пружиной и выжимным подшипником;
  • Неисправная система выключения сцепления (гидропривод, трос);
  • Слишком долгое проскальзывание ведомого диска при включении сцепления.

 

Деформация тангенциальных пластинчатых пружин

Деформация тангенциальных пластинчатых пружин:

 

  • Зазор в трансмиссии имеет увеличенный раз­мер;
  • Падение нажимного диска перед или во время монтажа;
  • Ошибка при переключении передач или управ­лении (буксировка на первой или второй пере­даче).
Деформация лепестков диафрагменной пружины

Деформация лепестков диафрагменной пружины

 

  • Ошибка при монтаже.
Замасливание фрикционных накладок конси­стентной смазкой

Замасливание фрикционных накладок конси­стентной смазкой

 

  • Излишки смазки не удалены со шлицов пер­вичного вала коробки передач.
Фрикционная накладка со стороны маховика сильно изношена

Фрикционная накладка со стороны маховика сильно изношена

 

  • Маховик не заменен после большого пробега;
  • Поверхность трения маховика при ремонте не доработана.
Глубокие царапины на фрикционной накладке со стороны маховика

Глубокие царапины на фрикционной накладке со стороны маховика

 

  • Маховик не заменен после большого пробега;
  • Поверхность трения маховика при ремонте не доработана.
Неисправность троса сцепления

Неисправность троса сцепления

 

  • Износ оболочки или самого троса.
Износ направляющей втулки

Износ направляющей втулки

 

  • Направляющая втулка деформирована, не смазана или смазана несоответствующей смазкой.
Износ поверхности скольжения выжимного подшипника

Износ поверхности скольжения выжимного подшипника

 

  • Поверхность скольжения не смазана или сма­зана несоответствующей смазкой.
Использование неподходящей смазки для смазывания выжимного подшипника

Использование неподходящей смазки для смазывания выжимного подшипника

 

  • Использована смазка с содержанием твердых веществ.
Износ направляющей втулки

Износ направляющей втулки

 

  • Направляющая втулка не смазана или смазана несоответствующей смазкой;
  • Тугой ход выжимного подшипника;
  • Детали механизма выключения сцепления не подходят друг к другу.
Тугой ход вала выключения сцепления

Тугой ход вала выключения сцепления

 

  • Износ подшипников;
  • Подшипники не смазаны.
Износ маховика

Износ маховика

 

  • Маховик после большого пробега не доработан/не заменен.
Деформация тангенциальных пластинчатых пружин ведущего диска

Деформация тангенциальных пластинчатых пружин ведущего диска

 

  • В зазор в трансмиссии из-за разбитого резино­металлического шарнира.

 

 

Проскальзывание сцепления

 

Точечный перегрев нажимного диска

Точечный перегрев нажимного диска

 

  • Снижение коэффициента трения из-за загряз­нения фрикционных накладок жидкой или консистентной смазкой;
  • Слишком маленький зазор между выжим­ным подшипником и диафрагменной пружи­ной;
  • Неисправность механизма выключения сце­пления;
  • Слишком долгое проскальзывание сцепления.
Притирание кончиков лепестков диафрагмен­ной пружины

Притирание кончиков лепестков диафрагмен­ной пружины

 

  • Отсутствие зазора между выжимным подшип­ником и диафрагменной пружиной;
  • Заедание выжимного подшипника;
  • Тугой ход выжимного подшипника.
Притирание подпятника рычагов смещения нажимного диска

Притирание подпятника рычагов смещения нажимного диска (автомобили Opel)

 

  • Тугой ход выжимного подшипника;
  • Слишком высокая предварительная нагрузка на выжимной подшипник.
Закоксовывание фрикционных накладок

Закоксовывание фрикционных накладок

 

  • Загрязнение фрикционных накладок жидкой смазкой (дефект заднего сальника коленчатого вала);
  • Слишком долгое проскальзывание при вклю­чении сцепления.
Замасливание фрикционной накладки жид­кой смазкой

Замасливание фрикционной накладки жид­кой смазкой

 

  • Дефект заднего сальника коленчатого вала.
Замасливание фрикционной накладки конси­стентной смазкой

Замасливание фрикционной накладки конси­стентной смазкой

 

 

  • Излишки смазки не удалены со шлицов пер­вичного вала коробки передач.
Износ фрикционной накладки до заклепок

Износ фрикционной накладки до заклепок

 

  • Автомобиль продолжал эксплуатироваться, несмотря на проскальзывающее сцепление;
  • Слишком долгое проскальзывание сцепле­ния;
  • Неподходящее по параметрам сцепление;
  • Неисправность механизма выключения сце­пления.
Глубокие царапины на фрикционной накладке со стороны маховика

Глубокие царапины на фрикционной накладке со стороны маховика

 

  • Маховик не заменен при большом пробеге;
  • Поверхность трения маховика при ремонте не доработана.
Фрикционная накладка со стороны маховика сильно изношена

Фрикционная накладка со стороны маховика сильно изношена

 

  • Маховик не заменен при большом пробеге;
  • Поверхность трения маховика при ремонте не доработана.
Повреждение фрикционной накладки

Повреждение фрикционной накладки

 

  • Падение ведомого диска перед или во время монтажа.
Следы окисления металла на демпфере кру­тильных колебаний

Следы окисления металла на демпфере кру­тильных колебаний

 

  • Ведомый диск сцепления неправильно уста­новлен;
  • Несоответствующие детали сцепления.
Износ нажимного диска

Износ нажимного диска

 

  • Фрикционные накладки ведомого диска изно­шены до заклепок.
Притирание подпятника рычагов смеще­ния нажимного диска

Притирание подпятника рычагов смеще­ния нажимного диска (автомобили Opel)

 

  • Тугой ход выжимного подшипника;
  • Слишком высокая предварительная нагрузка на выжимной подшипник.
Износ направляющей втулки

Износ направляющей втулки

 

  • Направляющая втулка не смазана или смазана несоответствующей смазкой;
  • Тугой ход выжимного подшипника;
  • Детали не подходят друг к другу.
Тугой ход вилки выключения сцепления

Тугой ход вилки выключения сцепления

 

  • Износ подшипников;
  • Подшипники не смазаны.

 

Сцепление не разъединяется

 

Повреждение кончиков лепестков диафраг­менной пружины

Повреждение кончиков лепестков диафраг­менной пружины

 

  • Нажимной диск установлен без зажимов (пе­реднеприводные автомобили Opel).
Притирание кончиков лепестков диафрагменной пружины

Притирание кончиков лепестков диафрагменной пружины

 

  • Заедание выжимного подшипника;
  • Отсутствие зазора между выжимным подшипником и диафрагменной пружиной.
Повреждение нажимного диска

Повреждение нажимного диска

 

  • Перегрев нажимного диска из-за слишком долгого проскальзывания;
  • Проскальзывание сцепления;
  • Замасливание фрикционных накладок жидкой смазкой;
  • Тугой ход механизма выключения сцепления.
Деформация картера сцепления

Деформация картера сцепления

 

  • Картер не выставлен по центрирующим штифтам.
Повреждение тангенциальной пластинчатой пружины

Повреждение тангенциальной пластинчатой пружины

 

  • Зазор между  выжимным подшипником и диафрагменной пружиной в трансмиссии увеличен;
  • Ошибка при переключении передач или управлении;
  • Несоответствующий нажимной диск (неправильно выбрано направление вращения).
Деформация тангенциальной пластинчатой пружины

Деформация тангенциальной пластинчатой пружины

 

  • Зазор между  выжимным подшипником  и диафрагменной пружиной в трансмиссии увеличен;
  • Ошибка при переключении передач или управлении;
  • Падение нажимного диска перед монтажом.
Повреждение профиля ступицы ведомого диска

Повреждение профиля ступицы ведомого диска

 

  • Несоответствующий ведомый диск;
  • Вал коробки передач был вставлен с применением силы (диск не отцентрирован).
Ржавчина в профиле ступицы

Ржавчина в профиле ступицы

 

  • Ступица не смазана.
Следы окисления металла на ступице

Следы окисления металла на ступице

 

  • Диск установлен неправильной стороной.
Ведомый диск «плавает»

Ведомый диск «плавает»

 

  • Не обеспечено шлицевое соединение вала ко­робки передач со ступицей ведомого диска.
Одностороннее повреждение упругой основы крепления фрикционных накладок

Одностороннее повреждение упругой основы крепления фрикционных накладок

 

  • Коробка передач была опущена при монтаже.
Равномерное повреждение упругой основы крепления фрикционных накладок

Равномерное повреждение упругой основы крепления фрикционных накладок

 

  • Угловое или параллельное смещение коробки передач относительно двигателя;
  • Передний подшипник первичного вала короб­ки передач отсутствует или поврежден:
  • Коробка передач была опущена при монтаже.
Обгорание или отделение фрикционной накладки

Обгорание или отделение фрикционной накладки

 

  • Неисправность системы выключения сцепле­ния;
  • Маховик обработан ненадлежащим образом;
  • Проскальзывание сцепления из-за замаслива­ния;
  • Детали не соответствуют друг другу.
Глубокая коррозия фрикционной накладки

Глубокая коррозия фрикционной накладки

 

  • Автомобиль не эксплуатировался в течение длительного времени.
Боковое биение ведомого диска

Боковое биение ведомого диска

 

  • Перед монтажом ведомый диск не был прове­рен на предмет макс, бокового биения (0,5 мм).
Растрескивание фрикционной накладки

Растрескивание фрикционной накладки

 

  • Слишком высокая частота вращения ведомого диска (превышение частоты вращения, при которой происходит разрыв фрикционной накладки).
Деформация корпуса выжимного подшипника

Деформация корпуса выжимного подшипника

 

  • Подшипники вилки выключения сцепления повреждены;
  • Направляющая втулка повреждена;
  • Подшипник разъело на направляющей втулке.
Сквозное протирание корпуса подшипника

Сквозное протирание корпуса подшипника

 

  • Базовая регулировка вилки выключения сце­пления не соблюдена (автомобили Opel).
Разрушение выжимного подшипника

Разрушение выжимного подшипника

 

  • Перегрев подшипника из-за отсутствия зазора.
Износ направляющей втулки

Износ направляющей втулки

 

  • Ненадлежащая базовая регулировка вилки вы­ключения сцепления;
  • Односторонний износ вилки выключения сце­пления.
Односторонняя деформация профиля ступи­цы, конусообразный

Односторонняя деформация профиля ступи­цы, конусообразный

 

  • Повреждение переднего подшипника первич­ного вала коробки передач;
  • Угловое смещение коробки передач относи­тельно двигателя.

 

Посторонние шумы в области сцепления

 

Следы окисления металла на демпфере кру­тильных колебаний

Следы окисления металла на демпфере кру­тильных колебаний

 

  • Неправильное монтажное положение ведомо­го диска;
  • Несоответствующий ведущий или ведомый диск.
Разрушение защитного жрана демпфера кру­тильных колебаний

Разрушение защитного жрана демпфера кру­тильных колебаний

 

  • Несоответствующий ведомый диск;
  • Длительное движение при низких оборотах ко­ленчатого вала.
Выламывание пружины

Выламывание пружины

 

  • Замасливание фрикционных накладок жидкой смазкой;
  • Несоответствующая регулировка двигателя;
  • Неисправный механизм выключения сцепления.
Притирка упорного болта

Притирка упорного болта

 

  • Несоответствующий ведомый диск;
  • Длительное движение при низких оборотах ко­ленчатого вала.
Деформация профиля ступицы

Деформация профиля ступицы

 

  • Отсутствие или неисправность переднего под­шипника первичного вала коробки передач;
  • Угловое или параллельное смещение коробки передач относительно двигателя;
  • Неисправность подшипников первичного вала коробки передач;
  • Повреждения, вызванные колебаниями.
Износ наконечников рычагов

Износ наконечников рычагов

 

  • Не соосность выжимного подшипника;
  • Заедание выжимного подшипника.
Износ упорного кольца выжимного подшип­ника

Износ упорного кольца выжимного подшип­ника

 

  • Тугой ход выжимного подшипника;
  • Слишком высокая предварительная нагруз­ка на выжимной подшипник (предписано: 80-100 Н).
Односторонняя деформация профиля сту­пицы ведомого диска, конусообразный износ шлицевого соединения, разрушение демпфера крутильных колебаний

Односторонняя деформация профиля сту­пицы ведомого диска, конусообразный износ шлицевого соединения, разрушение демпфера крутильных колебаний

 

  • Повреждение переднего подшипника первич­ного вала коробки передач;
  • Угловое смещение коробки передач относи­тельно двигателем.
Износ вилки выключения сцепления

Износ вилки выключения сцепления

 

  • Вилка выключения сцепления не смазана или смазана несоответствующей смазкой.

 

Тугой ход привода сцепления

 

Износ направляющей втулки

Износ направляющей втулки

 

  • Направляющая втулка не смазана или смазана несоответствующей смазкой.
Износ поверхности скольжения выжимного подшипника

Износ поверхности скольжения выжимного подшипника

 

  • Поверхность скольжения не смазана или сма­зана несоответствующей смазкой.
Неисправность троса сцепления

Неисправность троса сцепления

 

  • Износ оболочки или троса;
  • Трос сращен.
Износ направляющей втулки

Износ направляющей втулки

 

  • Направляющая втулка не смазана или смазана несоответствующей смазкой;
  • Тугой ход выжимного подшипника;
  • Детали сцепления не подходят друг к другу.
Тугой ход вилки выключения сцепления

Тугой ход вилки выключения сцепления

 

  • Износ подшипников;
  • Подшипники не смазаны.
Тугой ход троса выключения сцепления

Тугой ход троса выключения сцепления

 

  • Нормальный износ;
  • Повреждение резиновых демпферов или манжеты.

 

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

 

 

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *