Автомобили с полным приводом пользуются все большей популярностью. Решающую роль в этом играют гораздо лучшие динамические качества и более высокий уровень безопасности вождения. Практически в любых дорожных и погодных условиях (будь то грунтовая дорога, снег или гололед) распределение тягового усилия между всеми четырьмя колесами обеспечивает водителю такого автомобиля неоспоримые преимущества. Кроме этого, полный привод позволяет уверенную буксировку тяжелого прицепа.
Чтобы передавать крутящий момент от двигателя на все четыре колеса, автомобиль, помимо коробки передач, должен быть дополнительно оснащен раздаточной коробкой, которая, в зависимости от типа автомобиля, обеспечивает подключаемый или постоянный полный привод.
Подключаемый полный привод
Подключаемым полным приводом оснащаются автомобили, предназначенные главным образом для движения по дорогам с твердым покрытием в моноприводном варианте, но способные также перемещаться по дорогам и бездорожью с подключением второй пары колес.
В этой системе полного привода раздаточная коробка содержит двухступенчатый редуктор с механизмом для включения прямой или понижающей передачи (движение по дорогам или бездорожью), а также отдельную систему подключения привода второй пары колес. В итоге получается три различных режима работы трансмиссии, а именно:
- Движение по дорогам в моноприводном варианте (Н2, прямая передача);
- Движение по дорогам в полноприводном варианте (Н4, прямая передача);
- Движение по бездорожью в полноприводном варианте (L4, понижающая передача).
Задача раздаточной коробки состоит в распределении крутящего момента от двигателя между задними и передними колесами.
Если раздаточная коробка не имеет межосевого дифференциала, то крутящий момент распределяется между приводами передних и задних колес в соотношении 1:1, то есть жестко, без выравнивания.
На рисунках 1 и 2 в качестве примеров раздаточных коробок изображены два различных конструктивных варианта.
Рис. 1 «Раздаточная коробка Mercedes-Benz» показывает раздаточную коробку МВ VG 080, установленную отдельно от механической коробки передач. Механизм подключения привода передних колес расположен на вторичном валу раздаточной коробки и может активизироваться только на стоящем или двигающемся по инерции автомобиле. Подключение понижающей передачи для движения по бездорожью возможно во время движения.
На рисунке 2 «Пятиступенчатая коробка передач для системы полного привода» изображена раздаточная коробка, которая, в отличие от предыдущего варианта, прифланцована непосредственно к механической коробке передач. Такая конструкция требует значительно большего межосевого расстояния между валами привода передних и задних колес, поэтому здесь передний мост приводится через дополнительный промежуточный вал с цилиндрическими шестернями. Механизм подключения расположен на валу привода задних колес и может активизироваться во время движения. Подключение понижающей передачи для движения по бездорожью здесь возможно только на стоящем или двигающемся по инерции автомобиле.
Постоянный полный привод
Постоянный полный привод в последнее время используется как на автомобилях-внедорожниках, так и на обычных легковых автомобилях. В этой конструкции раздаточная коробка оснащена межосевым дифференциалом. В зависимости от его конструкции (конический, планетарный дифференциал или дифференциал системы «Torsen») крутящий момент от двигателя распределяется между передними и задними колесами в определенном соотношении, но в постоянном режиме. При этом конструкция раздаточной коробки зависит от схемы расположения привода в автомобиле.
На рисунке 3 изображена раздаточная коробка ZF А 110. Она устанавливается в сочетании с пятиступенчатой коробкой передач ZF S 5-31 (см. рис. 32) на автомобилях BMW 525ix. Модель А110 состоит из межосевого дифференциала планетарного типа (2) и многодисковой муфты с электромагнитным приводом в качестве блокировки дифференциала (3). Передача усилия на вторичный вал для привода передних колес (5) осуществляется с помощью пластинчатой цепи (6). Распределение крутящего момента в межосевом дифференциале осуществляется в соотношении 1:1,77, то есть 36 % на привод передних колес (5) и 64 % на привод задних колес (4).
На рисунке 4 «Коробка передач и раздаточная коробка VW» изображена пятиступенчатая коробка передач А 016 Allrad производства Volkswagen. Эта модель основана на конструкции коробки передач VW 016 и устанавливается на автомобилях Volkswagen Passat Variant 4MOTION и Audi quattro. Раздаточная коробка (6), выполненная в виде конического дифференциала, установлена в картере коробки передач (2). Крутящий момент передается от первичного вала коробки передач (1) через полый вал привода передних колес (8) на корпус дифференциала (3). От сателлитов межосевого дифференциала (7) крутящий момент распределяется в соотношении 1:1 между ведущей шестерней (9) привода передних колес и фланцем вала (4) привода задних колес.
Муфта блокировки дифференциала (5) находится на валу привода задних колес. При включении блокировки дифференциала этот вал соединяется с корпусом дифференциала, в результате чего валы привода передних и задних колес жестко (без выравнивания частоты вращения) соединяются друг с другом.
При переднем поперечном расположении двигателя для полного привода в дополнение к дифференциалу требуется специальный механизм для передачи усилия на задние колеса. Два различных варианта этого механизма представлены на рисунках 5 и 6.
На рисунке 5 «Коробка передач и раздаточная коробка Ford МТХ» изображена система полного привода производства Ford. Основой для коробки передач стала модель МТХ 75 (см. рис. 44). Раздаточная коробка (1) состоит из межосевого дифференциала планетарного типа (2) и конической передачи (3). От главной передачи (4) крутящий момент передается через корпус привода (5) планетарной передачи межосевого дифференциала на водило планетарной передачи (6) и распределяется в соотношении 60:40 между коронной шестерней (7) и валом солнечной шестерни (8). Крутящий момент на две полуоси (10) привода передних колес передается через вал солнечной шестерни и межколесный дифференциал (9). Крутящий момент на вал привода задних колес (11) передается от коронной шестерни через коническую передачу (3). Разница соотношения крутящего момента между передними и задними колесами компенсируется с помощью муфты блокировки дифференциала Viskomatic (12). встроенной в межколесный дифференциал (9).
В полном приводе Golf syncro, изображенном на рисунке 6 «Коробка передач и раздаточная коробка VW 009 Allrad Golf Syncro«, крутящий момент передается от механической коробки передач через конический дифференциал (1) непосредственно на две полуоси привода передних колес (3) и одновременно через коническую передачу (2) на вал привода задних колес (4).
Распределение мощности между передними и задними колесами носит вариативный характер и осуществляется через вязкостную муфту (5), прифланцованную к валу привода задних колес. При увеличении разницы частоты вращения передних и задних колес (проскальзывании, см. раздел «Вязкостная муфта») муфта обеспечивает частичную передачу все возрастающего крутящего момента на задние колеса до тех пор, пока полностью не заблокируется и не начнет обеспечивать постоянный полный привод.
На рисунке 7 изображена коробка передач Porsche G 64, устанавливаемая на автомобилях Porsche 911 Carrera 4. Раздаточная коробка (1) состоит из межосевого дифференциала (2) планетарного типа и многодисковой муфты (3) блокировки дифференциала с регулировкой проскальзывания. Крутящий момент от двигателя через водило планетарной передачи (4), коронную шестерню (5) и ведущую шестерню (6) передается на межколесный дифференциал (7) привода задних колес, а через солнечную шестерню (8) и вал (9) — к передним колесам.
При различной тяге на передних и задних колесах многодисковая муфта (3) соответствующим образом изменяет соотношение крутящего момента (передние колеса 31 %, задние колеса 69 %).
Типичным примером системы полного привода, где к задним колесам при необходимости автоматически подключаются передние колеса, является Mercedes-Benz 4 Matic. Раздаточная коробка, используемая в этой системе, изображена на рис. 8 «Раздаточная коробка Mercedes-Benz 4-Matic с функцией автоматически подключаемого полного привода«. Она состоит из межосевого дифференциала планетарного типа (1), редуктора привода передних колес (3), а также многодисковых муфт с электронно-гидравлическим управлением для подключения привода передних колес (4) и блокировки межосевого дифференциала (2).
Когда передние и задние колеса вращаются с одинаковой частотой (без проскальзывания), многодисковая муфта (4) разъединена. В это же время муфта (2) соединена и удерживается тарельчатой пружиной, за счет чего обеспечивается соединение между водилом планетарной передачи (8) и солнечной шестерней (9). В результате планетарная передача направляет весь крутящий момент от двигателя на привод задних колес (5).
При разнице частоты вращения передних и задних колес примерно 2 % автоматически соединяется муфта (4) и разъединяется муфта (2), в результате чего подключается привод передних колес. Планетарная передача освобождается и может работать как дифференциал. 65 % крутящего момента через коронную шестерню (7) и водило планетарной передачи (8) передаются на задние колеса. 35 % крутящего момента через солнечную шестерню (9), муфту (4) и редуктор (3) передаются на передние колеса через привод (6).
Если при подключенном полном приводе возникает разница частоты вращения передних и задних колес, муфта (2) соединяется и дифференциал снова блокируется. После этого крутящий момент передается в соотношении 1:1 на передние и задние колеса (без уравнивания их частоты вращения).
Полный привод (независимо от того, происходит или нет уравнивание частоты вращения всех колес) остается подключенным до тех пор, пока сохраняются необходимые для этого условия.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: