Нормы контроля токсичности отработавших газов

Нормы контроля токсичности отработавших газов

 

Первые нормы контроля токсичности отра­ботавших газов вступили в силу в середине 1960-х годов в Калифорнии. В течение после­дующих лет эти нормы становились все более строгими. В то же время все промышленно развитые страны ввели законы об эмиссии отработавших газов, определяющие допустимые пределы со­держания токсичных веществ в отработавших газах бензиновых и дизельных двигателей, а также циклы испытаний для определения соответствия требованиям. Вот о том, какие нормы контроля токсичности отработавших газов существуют сегодня, мы и поговорим в этой статье.

 

 

В некоторых странах действуют дополнительные нормы, определяющие предельно допустимые потери на испарение топлива из топливных систем бензиновых двигателей.

 

Регионы, в которых действуют различные нормы контроля отработавших газов

 

Наиболее важные законодательные ограни­чения, относящиеся к выбросам, перечислены ниже. На рис. «Регионы, в которых действуют различные нормы контроля отработавших газов» показаны регионы, в которых действуют те или иные стандарты:

  • Стандарт CARB (Калифорнийский совет по воздушным ресурсам);
  • Стандарт ЕРА (Агентство по защите окру­жающей среды), США;
  • Стандарт ЕС (Европейский Союз) и соот­ветствующие нормы UN/ECE (ЕЭК ООН);
  • Японское законодательство

 

 

Классификация норм контроля таксичности

 

Страны, в которых действуют законы об эмис­сии отработавших газов, разделяют автомобили на следующие классы:

  • Легковые автомобили — испытания на ток­сичность выбросов проводятся на стенде с беговыми барабанами;
  • Малотоннажные грузовые автомобили (в зависимости от национальных стандартов верхний предел полной массы автомобиля составляет от 3,5 до 6,35 т) — испытания про­водятся на стенде с беговыми барабанами (так же как для легковых автомобилей);
  • Большегрузные грузовые автомобили (полная масса — от 3,5 до 6,35 т) — испытания проводятся на стенде для испытания двигателей; дорожных испытаний на автомобилях не предусмотрено;
  • Внедорожные транспортные средства (например, строительные, сельскохозяйственные и лесохозяйственные машины) — испытания проводятся на стенде для испытания двигателей, так же как для большегрузных грузовых автомобилей.

 

Циклы испытаний

 

Япония и Европейский Союз последовали за США, определив циклы испытаний с целью удостоверения соответствия требованиям за­конодательства. Эти циклы, в модифициро­ванной или неизменной форме, были приняты также и другими странами.

В зависимости от цикла и цели испытаний, требования законодательства предписывают проведение трех следующих испытаний:

  • Типовые испытания на соответствие техниче­ским условиям (ТА) для общей сертификации;
  • Выборочные испытания серийно выпускае­мых автомобилей, проводимые аттестован­ным агентством (СОР, Соответствие серийно выпускаемой продукции);
  • Мониторинг систем снижения токсичности отработавших газов автомобилей в реаль­ных условиях дорожного движения.

 

 

Типовые испытания на соответствие техни­ческим условиям

 

Типовые испытания на соответствие техниче­ским условиям являются предварительным Условием получения общего сертификата на тот или иной тип двигателя или модель автомобиля. С этой целью испытательные циклы должны быть выполнены при определенных рабочих Условиях, и по результатам испытаний должно быть определено соответствие количества ток­сичных веществ в отработавших газах предельно Допустимым значениям. Циклы испытаний и предельно допустимые значения определяются национальным законодательством.

Для легковых автомобилей и малотоннажных грузовых автомобилей предписано проведе­ние динамических испытаний. Различия между Двумя циклами, в зависимости от страны, за­ключаются в их источнике (см. «Испытательные Циклы легковых автомобилей и грузовых авто­мобилей малой грузоподъемности»):

  • Испытательные циклы, разработанные с целью отражения реальных условий до­рожного движения, например, федеральный цикл испытаний (FTP) в США;
  • Испытательные циклы, состоящие из от­дельных этапов (при постоянной скорости движения и во время ускорения), например, модифицированный новый европейский ездовой цикл (MNEDC) в Европе.

 

Масса токсичных выбросов каждого автомо­биля определяется в соответствии с точно определенными условиями проведения испы­таний. Во время выполнения цикла испытаний отработавшие газы собираются для последую­щего анализа и определения массы токсичных веществ (см. «Техника измерения концентраций составляющих отработавших газов»).

Для большегрузных грузовых автомобилей и внедорожных транспортных средств выпол­няются стационарные (например, 13-ступенчатые испытания) и динамические (например, US ТС или ЕТС), проводимые на стенде для испытания двигателей (см. «Испытательные циклы грузовых автомобилей»).

 

 

Испытания серийной продукции

 

Испытания серийной продукции обычно прово­дятся самими производителями автомобилей в процессе производства, — это часть системы кон­троля качества. Как правило, применяются те же циклы испытаний и предельно допустимые значе­ния, что и для типовых испытаний на соответствие техническим условиям. Сертифицирующий орган может требовать проведения повторных испы­таний так часто, как сочтет это необходимым. Нормы ЕС и ЕЭК (Европейской Экономической Комиссии) учитывают разброс характеристик се­рийной продукции, требуя проведения испытаний от 3 до 32 случайно выбранных автомобилей. Самые строгие требования действуют в США, в особенности в Калифорнии, где требуется прак­тически 100% контроль качества.

Мониторинг в реальных условиях дорожного движения

 

Автомобили, произведенные частными компа­ниями, для проведения испытаний на токсич­ность отработавших газов отбираются случайным образом. Ве­личина пробега и возраст автомобилей должны находиться в определенных пределах. Цикл испытаний, по сравнению с типовыми испыта­ниями на соответствие техническим условиям, несколько упрощен.

В следующей статье я расскажу о стандарте CARB для легковых автомобилей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *