Клеевые соединения в автомобильной промышленности

Клеевые соединения в автомобильной промышленности

Создание высококачественных клеев позволило широко применить в машиностроении клеевые соединения. Клеевые соединения применяют в тех же конструкциях, что и сварные соединения, но преимущественно для тонкостенных деталей, выполненных из листового материала. Клеевые соединения применяют также в ответственных машинах и сооружениях, например, самолетах и мостах.

Органические или неорганические клеевые составы позволяют получать неразъемные соединения металлических или неметалли­ческих материалов. Клеевые составы могут применяться под давлением при комнатной температуре или при умеренном нагреве. Этот способ соединения частей основан на адгезии, когда физические и химические силы сцепления действуют на молекулярном уровне. Различают одно- и двухкомпонент­ные клеевые составы.

Однокомпонентные клеевые составы

 

Эти клеевые составы содержат все необхо­димые компоненты и готовы к применению.

Двухкомпонентные клеевые составы

 

Этот тип клея содержит второй компонент — отвердитель, инициирующий отвердение. К отвердителю добавляется катализатор.

Двухкомпонентные клеевые составы обычно используются для склейки металлов. Процесс отвердения заключается в полиме­ризации или поликонденсации под влиянием повышенной температуры и по истечении определенного времени. При этом проис­ходит взаимное сцепление макромолекул. В зависимости от температуры отвердения различают холодную склейку (отвердение происходит при комнатной температуре) и горячую склейку (отвердение происходит при температурах порядка 100-200 °С).

Клеевые соединения следует разрабаты­вать таким образом, чтобы они подвергались исключительно сдвигающим нагрузкам. Практически единственным применением клеев являются соединения внахлест. Сты­ковых соединений, подвергающихся усилиям растяжения или сдвига, следует избегать.

Для улучшения эффекта склеивание ме­таллов можно дополнить точечной сваркой или проникающей клепкой. При помощи то­чечной сварки компоненты скрепляются на время отвердевания клея. Этот метод также применим для уменьшения пиков напряже­ний между сварными точками, а также для уменьшения числа сварных точек. Такие со­единения имеют повышенную конструктив­ную прочность, жесткость и демпфирующие свойства, возникающие под действием ди­намических нагрузок. Сварка производится, когда клеевой состав еще не затвердел; в противном случае он будет действовать как изолятор.

Основными клеями для металла являются:

  • эпоксидные смолы;
  • полиэфирные смолы;
  • акриловые смолы;
  • винилацетат;
  • цемент для склеивания металлов.

Применение клеевых соединений в автомо­бильной промышленности

 

В автомобильной промышленности клеевые соединения стали стандартной технологией. Можно указать следующие области приме­нения:

  • кузов автомобиля: выпуклый шов и жест­кие связи для закрепленных элементов;
  • окрасочная линия: крепление элементов жесткости;
  • сборочная линия: крепление изоляцион­ных материалов, аппликаций, молдингов, опорного кронштейна зеркала к ветровому стеклу;

изготовление отдельных деталей: при­клеивание тормозных накладок к тормоз­ным колодкам, производство безопасного трехслойного стекла, соединения резины с металлом для гашения колебаний.

В следующей статье я расскажу о заклепочные соединения в машиностроении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *